Путешествие Атласова В.И

 Путешествие Атласова В.И. – 27 октября 2014 года.Начиная с субботы, Атласов В.И. по телефону связывался с Рязанским музеем путешественников каждый день. В субботу Виктор Иванович рассказал, что проснулся он рано, но двинуться в путь смог только в 10 утра. К этому времени оттаяла и просохла его палатка. Она за предыдущие дни основательно намокла от дождей, промерзла и, не было уверенность, что при сворачивании она не сломается на сгибах. Когда Атласов В.И. вышел на основную трассу на поселок Ключи, он понял, что его намерениям продолжить путешествие, не суждено сбыться. Перед ним находилась грунтовка покрытая слоем ледяной глазури. По обочинам – обледеневшие снежные глыбы. Автомобильного транспорта на дороге не было. Каждый велосипедист, который хоть раз пробовал проехать по такой дороге, знает, что это крайне опасно для здоровья. Любой небольшой поворот и ты на земле. В лучшем случае можно получить ушиб. Виктор Иванович человек рескованный, но не безумный. На велосипеде по такой дороге уже не проехать, а идти пешком 170 километров до ближайшего поселка в мороз – это безумие. Решение было принято – возвращаться. Путь, до развилки дорог пришлось пройти пешком, затем, уже по асфальту, за перевалом, проехать на велосипеде. К вечеру наш путешественник прошел и проехал 60 километров. Здесь он взобрался на самую высокую сопку, где начинала срабатывать телефонная связь, и, сообщил о своем решении в Рязань. Как потом оказалось, решение было принято своевременно. На следующий день, в десяти километрах от аэродрома Елизово, сломался «железный друг». От частых торможений на горных дорогах, от переправ по горным рекам, от магаданских дорог, где дорожное покрытие напоминает аброзивный материал, обод колеса истончился на столько, что колесо смялось. О дальнейшей езде на таком велосипеде речи уже не шло.

Виктор Иванович кое-как добрался до аэропорта. Здесь он приобрел билет на самолет до Москвы и, весь понедельник, провел в экскурсии по Петропавловску-Камчатскому. Посетил краеведческий музей. Несмотря на то, что в понедельник в музее был выходной день, путешественника в музее гостепреимно встретили. Пришел даже директор музея. Время в разговорах прошло быстро. В экспозициях было много информации о рязанских путешественниках В.М.Головнине, А.М.Авинове, Л.А. Загоскине. Договорились о музейном общении.

Зашел Виктор Иванович и в редакцию газеты «Кам 24», где его встретили как старого знакомого.

Сейчас Атласов В.И. решает проблему, как ему отправить свой нелегкий груз в Москву. Завтра, в 16 часов по местному времени его самолет вылетает из Петропавловска-Камчатского. Ожидаемый прилет в Москву в 14 часов дня. Временной пародокс. Ждем Виктора Ивановича в Рязани завтра, поздно вечером.

Рязанский музей путешественников.

27 октября 2014 года.

 Наконец-то пришло время для отдыха. Но сидеть сложа руки Виктор Иванович не привык, и сегодня он помогает Михаилу Борисовичу (охотнику, у которого он остановился) копать картошку. А уже завтра Атласов отправится на встречу с учащимися местной школы и расскажет им про свою экспедицию на Камчатку, про путешествия прошлых лет, про Рязань.

Конечно нужно спешить в Петропавловск-Камчатский, пока не наступили холода. Но весла сломаны, и починить их нет никакой возможности, как нет шанса купить клей для ремонта лодки. В селе Манилы живут около 700 человек, есть магазин, но выбор товаров в нем ограничен. С транспортом тоже проблема, хотя местные жители утверждают, что на этой неделе в “порт” должен зайти корабль, но когда это будет, точно никто сказать не может. Нечасто заходят сюда суда, да и пристани нет, при таких высоких приливах, как в Пенжинской губе, просто невозможно выбрать подходящее место для ее строительства.

А пока Виктор Атласов ищет возможности выбраться из с. Манилы, мы

продолжаем следить за ходом экспедиции и ждем новостей.

 Путешествие Атласова В.И. – 31 июля 2014 года.С утра 31 июля начались приключения. На утреннем солнце стало ясно, что озера, заросшие травой, это центр болота. По нему можно пройти только зимой, когда оно промерзнет до дна. Летом нужно искать другой путь. Атласов В.И. спустился к реке. Воды в реке было по колено. Левый берег реки представлял собой высокий обрыв с нависающими над водой лиственными деревьями. Правый берег представлял собой отмели, каменистые, галечные отмели. По ним идти было легче, чем по болотной колее. Но приходилось петлять, повторяя ход водного потока. Можно было идти по воде, но против течения. Так прошли два часа. А дальше началось болото, которое Виктор Иванович стремился обойти. Идти в болото – это комары, кочки, лед на дне и болотная жижа. Уйти от реки в сопки, которые расположены в километре от реки, уже поздно. Идти можно только вперед по узкому перешейку между рекой и болотом. Так, то по воде, то по узкой косе берега, Виктор Иванович прошел километра три. По прямой. А сколько еще напетлял. Наконец, начался подъем. Впереди стала заметна дорога, вышедшая из болота. К ней и направился наш путешественник. С краю низины вспугнул глухаря. Заметны были следы лося.Пройдя еще километр, Атласов В.И. решил остановиться на отдых. Еще нужно было расставить палатку, перебить в ней комаров, приготовить чай и сделать записи в дневник.«Рязанский музей путешественников»31 июля 2014 года.
Путешествие Атласова В.И. – 22 июля 2014 года.
Атласов В.И. передал весточку из Магаданской области.По графику путешествия Атласов В.И. сегодня должен был дойти до поселка Омсунгчан. Но связи с ним нет целый день. Следовательно, он до поселка не дошел.Буквально пять минут назад, в 23 часа по магаданскому времени, со старшим научным сотрудником «Рязанского музея путешественников» Николаем Поповым связался по телефону житель поселка Алексей Неменюк. Алексей сообщил, что он водитель, ехал по трассе, встретил Виктора Ивановича. Путешественник передал ему записку, в которой сообщал, что у него все хорошо. На словах Алексей добавил, что Атласов В.И. задержался на трассе из-за сильного дождя, который льет уже вторые сутки. Стоянку Виктор Иванович оборудовал в ангаре у трассы. Занимается любимым делом: ремонтирует и чистит своего любимого «коня», смазывает и подтягивает спицы. Как только будет возможность, отправится дальше.Еще Алексей рассказал, что сейчас в Магаданской области не по-летнему холодно. Через неделю начнет созревать первая ягода – жимолость и голубика. Связь была не очень устойчивой. О чем либо, ином, Алексея распросить не удалось.Приятно, что «таежная почта» работает. Пользоваться ею еще придется не раз.Спасибо Алексею Неменюку за помощь.«Рязанский музей путешественников»

22 июля 2014 года

Путешествие Атласова В.И. – 20 июля 2014 года.20 июля, с самого утра, Атласовым В.И. был продолжен штурм перевалов. Утренняя зарядка, упражнение первое: затаскивание велосипеда с грузом на перевал Жаркий. Два километра дорога идет в небо. Когда слева высокая гора, справа обрыв, впереди, очень далеко, две высоченные горы, а перед тобой только бездна. Как взлет самолета с авианосца – разбег по катапульте, внизу море, а ты летишь. Но дорога, за этим бугорком, не обрывается а, уходит вниз и сворачивает влево. Затем еще раз влево и вниз. Можно приступить к поездке на велосипеде. Только нужно тормозить. Вид вокруг чудесный: справа и слева две высоких горы. Они абсолютно без растительности. Кустарник только по обочине. Речка внизу больше похожа на ручеек в овраге – почти не видна. Дорога за перевалом еще почти километр идет резко влево а, затем обходит глубокий узкий овраг и разворачивается на крутом повороте на 180 градусов. Она пошла резко вниз, к долине реки. Поворот очень крутой, радиус разворота, метров тридцать. В гололед двум «фурам» не разъехаться. За перевалом поселок Жаркий, без населения.Через десять километров у Виктора Ивановича на пути не большой по длине, всего 4 километра, но крутой перевал Широкий. Он, как и предыдущий перевал, заканчивается узкой петлей. После этого дорога пошла вниз по склону вдоль реки Смородинка. Она обходит справа небольшой хребет без названия. Еще через 13 километров Смородинка впадает в реку Большая Купка, это приток Буюнды. Еще пять километров и на склоне появляется поселок Купка. Но к нему необходимо проехать по железобетонному мосту. Рядом, метрах в двадцати, стоит не разобранный мост деревянный – образец симметрии. Легкий, почти воздушный. За поселком трасса уходит из долины на склоны гор. Два километра она идет по очень узкому прижиму. Дорога упорно поднимается вверх и уходит от реки Большая Купка на ее приток, реку Вилка. Виктор Иванович вынужден почти восемь километров толкать своего железного коня в гору. Потом водораздел, спуск и, вскоре, новый перевал. Называется он Рио-Рита. Это название фокстрота времен 1937 года. Почему такое название? Может быть по тому, что рядом протекает река Румба. Может быть по тому, что многие строители дороги попали в «Дальлаг» в этот год. Перевал не большой, всего 4 километра. Его высота – 731 метр. За ним спуск по большой петле и, выход к реке Болыгычан. Сегодня пройдено 94 километра. Пора отдохнуть.
«Рязанский музей путешественников»
Путешествие Атласова В.И.   –  18 июля 2014 года.
     Несколько дней будет солнечная погода, с очень неплохой температурой – 24 градуса. Утро, 18 июля,  хорошее. Дорога мокрая и не пыльная. Это – большой плюс. Через 7 километров пройден поселок Спорное. В нем живут 240 человек. Все они обслуживают  прииск на реке Оротукан. Река не очень полноводная, но разлилась широко по речной долине. Все впадающие в Оротукан реки названы по прихоти первооткрывателей калымских богатств – река Халтурин, река Русалка, река Разведчик. Именно этим именем назван расположенный на ней поселок. Разведчики здесь долго не задерживаются, постоянного населения в поселке нет.    Прииски становятся все разбросаннее, они уже по обе стороны от дороги и, даже, захватывают долины впадающих рек, к примеру, реки Пятилетка.В Оротукан все чаще и чаще впадают большие реки: Стрелка, Загадка, Яша, Партизан, Хищник. Река «прижалась к правому, скалистому берегу и дорога, по мосту, переходит со склона гор в речную долину. На  40-м километре сегодняшнего похода появился поселок Оротухан. Население  – 2300 человек.  Градообразующим предприятием Оротукана являлся завод горного оборудования (ОЗГО), который просуществовал с 1930-х годов по 2005 год. Завод изготавливал самоходные станки ударно-канатного бурения для разведки россыпных месторождений золота, запасные части для отечественных и иностранных бульдозеров, электрическое и энергетическое оборудование, детали для горно-обогатительного оборудования.     В настоящее время  в поселке базируются офисы нескольких золотодобывающих компаний, функционирует поселковая котельная, узел электросвязи (структура «Ростелекома»), отделение Сбербанка, почта, средняя школа, около десятка магазинов.     Через пять километров появился микроскопический поселок Люриковая. В нем живет один человек. С этого места  дорога пошла на подъем вдоль реки Люриковой. Очень скоро, у поселка Горный, Виктор Иванович распрощался и с ней. Поселок заброшенный. От него трасса поднимается в гору вдоль реки Паутовая. В начале это река, затем ручеек и через 10 километров и он исчез.      Все эти двадцать два километра Атласов В.И. толкал свой велосипед вверх. Подъем , конечно, не сравним с предыдущим, всего 200 метров.  Все повторилось, как и два дня назад на Бурхальском перевале. Разъезды для машин, карманы и очень похожий «лысый» перевал, без травы, кустарников и леса.  На перевале дороги расходятся в двух направлениях. Основная трасса пойдет по небольшому ручью Герба, который вскоре станет рекой. Все те же правила на спуске, карманы, торможение, проверка колес.       Сопки в этих местах почти голые. Только небольшие заросли лиственницы у оврагов. Через семь а,  затем,  и девять километров от перевала,  река проходит одну теснину, затем узкую долину между высоких сопок и, выходит в горную долину. Здесь она вбирает в себя одновременно четыре реки и широко разливается.  Опять появились, почти забытые прииски.       Пройдя за день 90 километров, измученный двадцати километровым подъемом на перевал, Виктор Иванович разбил на ночь свой маленький лагерь. 

«Рязанский музей путешественников»

18 июля 2014 года.

Путешествие Атласова В.И. – 15 июля 2014 года.
Сегодня у Атласова В.И. день регламентных работ, точнее, у его велосипеда. 15 июля, утро, дождь. Как удачно, что Виктор Иванович остановился на ночлег недалеко от города Сусуман. С утра выяснилось, что рядом стоящий ангар, это автомобильная мастерская. Решение принято было быстро и, велосипед разобран до основания. Кстати, очень вовремя. У «железного друга» мотор был на пределе. Мотор – в смысле шестерни заднего колеса и «звездочка» механизма натяжения цепи. Подшипники забиты грязью и клинили колеса. В гараже был опытный мастер и необходимый инструмент, да и сам Викторр Иванович, не промах. К вечеру все было готово к дальнейшему пути. А у старшего научного сотрудника музея Попова Николая Семеновича появилось немного времени поговорить с Атласовым в спокойной обстановке. Были заданы вопросы, интересовавшие наших читателей последние дни.Почему дорога идет по склонам сопок, а не по долинам рек?Мнение путешественника. Это сейчас дорога проложена от Магадана и до Якутска, в начале 40-х годов прошлого века она не была такой магистралью. Она была простой технологической дорогой между Магаданом и отдельными золотыми приисками. Она не должна была мешать производству, т.е. не должна была занимать долину рек, где мыли золото. Во-вторых, в долине рек необходимо делать насыпь, подушку и полотно. Это очень затратное по времени и материалам дело. Не было тогда токой мощной техники, способной перемещать миллионы кубов грунта. Проще было на склоне горы взорвать насыпь, очистить, созданный таким образом карниз, от камней вручную, силами заключенных и, дорога готова. В 60-е годы шорошие ровные места были отведены под ЛЭП. Так дорога и вьется, повторяя склоны сопок, то вверх, то вниз.Почему в Кадыркане угольная шахта закрыта, город опустел, угля нет, а ГРЭС работает и дает электрический ток?Мнение путешественника. В 50-е годы шахты были рентабельные а, сейчас, выгодно вести добычу угля открытым способом. Техники мощной в этих местах с избытком. По дороге много новых угольных карьеров. Приезжай, загружай уголь и топи свою печурку. Шахтеров нет, а угля много.Какие у вас планы на ближайшие дни?Буду приодолевать Бурхальский перевал. Придется взобраться по 70-ти километровой трассе на высоту в 500 метров. Сусуман над уровнем моря на 760 метров, а перевал – почти 1300. Затем, три дня пути и, поворот на поселок Омсукчан. Это последний северный поселок на Дальнем Востоке, куда можно добраться легковым автомобилем. От него дороги нет. Дальнейшее путешествие будет проходить по бездорожью или по рекам.Сейчас у Виктора Ивановича отдых, завтра – в путь.«Рязанский музей путешественников»15 июля 2014 года 
Путешествие Атласова В.И. – 11 июля 2014 года.
Утром, 11 июля, Атласов В.И. на связь не выходил. Только в 13.00 с ним удалось связаться. Он дошел до поселка Артых, где находится ретрансляционная вышка. Он описал все то, что с ним произошло за два дня. Вчера, самым запоминающимся моментом, была переправа через реку Кюрбелях. Вода в реке, из-за дождей, поднялась на столько, что по броду транспорт не смог проходить. Скорость воды в реке «зашкаливала». Можно было и не мечтать переправиться на лодке. Но выход нашелся. Строящийся рядом мост возведен до состояния быков-опор с укладкой на них двутавровых балок. Ехать по мосту невозможно, но человеку, по балкам, балансируя, перебраться можно. Виктор Иванович разобрал велосипед на две части и перенес его на другой берег реки. Так же были перенесены два рюкзака и остальные вещи. Обратная сборка и, в путь. По дороге встретился наш старинный автомобиль «Ока», на нем семья из Перми возвращалась домой из путешествия в Магадан.Дорога идет навстречу течению реки. Проложена она, то по долине, то по откосам сопок, спускающимся к реке. Через 6 километров от места, где, предположительно, ночевал Атласов В.И., русло реки вплотную подходит к горам. Горы не обойдешь, приходится делать вырубку в самой горе и, по этой вырубке, прокладывать дорогу. Так создается прижим. Эта мера вынужденная и временная. Прижим может существовать и год и 70 лет. Тот, по которому идет путешественник, длинной почти 4 километра, вероятнее всего, в половодье заливается.Через пять километров русло реки упирается в монолитную скалу и, обходит ее слева. Во время половодий вода, в этом месте, бурлит и затапливает все вокруг. А дорогу строители вновь прокладывают по прижиму длиной в четыре километра. Высота откосов гор в этом месте достигает 300 метров. Это опасно особенно зимой и во время сильных дождей. Снежные лавины и грязевые потоки надолго перекрывают трассу. Сегодня такой день. С гор падают каменные глыбы и обваливаются небольшие, но острые камни. Что бы под них не попасть, надо держаться ближе к обрыву. Так и движется наш путешественник от одного прижима к другому. На двадцатом километре сегодняшнего пути трасса заходит в горные ворота. Через этот горный проход длиной всего два километра, когда-то пробила себе русло река Нера. Но, буквально в километре до этого, она вобрала в себя воды еще двух рек – Тирехтяха и Хара-Юряха. Через четыре километра, горы расходятся в стороны и, дорога выходит в долину. По долине широко разлились две реки, сама Нера и, ее приток Артых. Впереди путешественника ждет поселок, расположившийся между руслами этих рек. За час до этого Атласова В.И. обогнала колонна мотоциклистов. Туристы, один словак, другой венгр и два немца путешествуют в Магадан. Словак свободно владеет русским. Пообщались, сфотографировались и пожелали друг другу счастливого пути.А́ртык — посёлок городского типа в Оймяконском улусе Якутии. Абсолютный минимум температуры в Артыке составляет -62.9 градусов и был отмечен в январе 1939 года. Население — 484 человека. Основан как посёлок автотранспортников на Колымской трассе (ответвление на Усть-Неру).Выехав за поселок, Виктор Иванович устроился на ночлег.«Рязанский музей путешественников»11 июля 2014 года.
Путешествие Атласова В.И. – 7- 9 июля 2014 года.Атласов В.И. проводит свой незапланированный отпуск в поселке Усть-Нера.Виктор Иванович третий день ждет погоды. Третий день льет дождь. Третий день незапланированный отпуск. Уже отремонтирован велосипед, просушены и уложены в рюкзак вещи, упакованы продукты. Наконец – то появилась возможность подробно записать в дневник события последней недели.Начинался этап от Хандыги обычно. До поселка Теплый Ключ добрался Виктор Иванович быстро. За поселком – аэродром. Он заброшен, а, когда-то, был градообразующим предприятием поселка. От поселка на дороге идет ремонт, много дорожной техники, полотно расширяют. Перед входом трассы в горы поставлен поклонный крест узникам «Дальлага». Именно они в 40-е годы строили эту дорогу. Вокруг жилья нет. Видимо, по этому, водители грузовиков не притормаживают, проносятся мимо, засыпая велосипедиста пылью и грязью. А вот водители магаданских тягачей-бензовозов, не создают таких неудобств.Ближе к вечеру, 30 июня, у Виктора Ивановича произошла встреча с коллегой-путешественником. Его обогнал француз, путешествующий на мотоцикле. Поговорили. Выяснилось, что француз собирается проехать до Чукотки, там переплыть Берингов пролив и, продолжить свое путешествие уже по территории Аляски. Переправляться он будет на надувной лодке. В неё будет загружать свой мотоцикл. Для этого он везет с собой настоящую морскую спасательную лодку. Поговорили, дали друг другу полезные советы, пожелали счастливого пути.На следующий день, 1 июля, из-за дождя, вышел Виктор Иванович на трассу только в полдень. В этот день у него произошла первая крупная поломка – сломался передний багажник. Рюкзак с продуктами пришлось взгромоздить на спину. Езда на велосипеде, с перегрузкой на одно заднее колесо, дело рискованное. К счастью, через несколько километров, повстречался городок мостоотряда из Тынды. Сварщика в городке не было, все на трассе. Общими усилиями рабочих удалось, как говорят сварщики, «прихватить» место разлома багажника. Снова в путь.Участок прижимов был пройден не сразу. Надо сказать, что «Желтого» прижима уже нет. Нависающий каменный карниз срыли. Дорогу расширили. «Черный» карниз доживает свои последние дни. Сейчас там ведутся взрывные работы. На несколько часов в день трассу закрывают, взрывают горную породу и бульдозерами сбрасывают ее вниз под склон.

Весь день 2 июля Атласов В.И. провел в палатке. Дождь лил не переставая. Следующий день радовал солнцем. Удалось проехать более 100 километров. Дорога была сухая, шла на спуск. В городке Хабаровского «ГипродорНИИ», который здесь занимается разведкой для строительства дороги и мостов, удалось окончательно отремонтировать багажник велосипеда. С ремонтом помог очень скромный и отзывчивый человек – Владимир Туманов.

День 4 июля. Тягучий подъем. Впервые за путешествие был прокол переднего колеса. Ночевал Виктор Иванович на подъеме на Ольчанский перевал. Высотомер показывал 770 метров над уровнем моря. Температура в палатке – всего 12 градусов. И с утра и весь последующий день лил дождь. Пришлось сидеть в палатке.

День 6 июля выдался удачным. Удалось подняться на Ольчанский перевал. Сфотографировал с перевала все красоты гор.

7 июля был, практически, днем отдыха. С утра начал спуск с перевала. Дорога – горный серпантин, шла с большим уклоном, все время приходилось притормаживать. Справа, в долине, петляло русло реки Правый Эбир-Хая-Юрях. Трасса проложена по склонам сопок. Она петляет, повторяя склоны, при этом может резко, почти на 90 градусов, изменить направление. Через двадцать километров река впадает в Индигирку. А от этого места до поселка городского типа Усть-Неры уже, как говорится, рукой подать. Виктор Иванович сразу за аэродромом переехал мост через реку Индигирку и въехал в поселок. Прибыл он туда в 14 часов по местному времени.

Согласно справочным данным, Усть-Не́ра — посёлок городского типа на востоке Якутии. Административный центр и самый крупный населённый пункт Оймяконского района (улуса). Население — 5643 человека. В районе поселка находится горнообогатительный золотодобывающий комбинат. Расположен, при впадении реки Нера в Индигирку. Район Усть-Неры — Оймякона известен, как северный полюс холода. Население в основном специализируется на добыче золота. В 1939—1941 годах в устье реки Неры, были разведаны десятки богатейших россыпных месторождений золота. В 1942 году были открыты первые золотодобывающие прииски, произведена первая разведка вольфрамового месторождения «Аляскитовое».

Нашего путешественника в поселке уже ждали. Весть о прибытии всех облетела быстро. Остановился Виктор Иванович у своего нового знакомого Владимира Васильевича Козлова. Небольшой отдых, встреча с друзьями Владимира Васильевича, как водится, банкет.

На следующий день прогулка по поселку золотоискателей. Посещение краеведческого музея поселка. К сожалению, музей закрыт. В прошлом году, во время паводка, музей был затоплен до второго этажа. Как рассказали сотрудники музея, что могли, спасли. Ждут ремонта. Не хорошо поселку быть без истории. Кстати, поселок готовится к новому паводку, уж, очень много дождей. Река, как и в прошлом году, может выйти из берегов. В питании Индигирки участвуют дождевые и талые (снеговые, ледниковые и наледные) воды. Высшие уровень реки в июне — начале июля может достигать до 11.2 метра. Таких наводнений было несколько – в мае 1951 г., в июле 1959 г., в мае 1967 года.

Атласова В.И. ждали и в редакции местной поселковой газеты «Северная заря». Прошла приятная беседа с главным редактором и корреспондентами газеты. Говорили о путешествии, о впечатлениях, о Рязани. Из редакции были отправлены в «Рязанский музей путешественников» фотографии, сделанные за последние две недели. К вечеру опять были встречи с жителями поселка.

Сегодня, к утру все было готово к путешествию по маршруту Усть-Нера – Омсукчан. Чудесный повар и замечательный человек – Абдурашитова Алла, всего наготовила и напекла в дорогу, утрамбовала неподъемный, уже, рюкзак. Были оговорены способы связи с Виктором Ивановичем в тайге, при всех ситуациях. Владимир Козлов с удовольствием взял на себя функции связного между Атласовым В.И. и Рязанью. Было готово все. Все, кроме погоды. Выход отложен на завтра. Выход будет рано утром, если не будет уж совсем ливня. В первый день, примерно километров 130, не будет связи.

«Рязанский музей путешественников»

 

Комментарии запрещены.