Рязанский государственный областной художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

г. Рязань, ул. Свободы, 57;

тел.: 44-18-83

Сайт художественного музея


Павел НИКОНОВ

(Москва)
Живопись, графика

27 мая 2021 в 16 час. а Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений современного художника Павла Никонова.

Народный художник России, академик Российской академии художеств Павел Фёдорович Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Войну пережил вместе с семьёй в эвакуации на Урале. В 1956 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

Павел Никонов – один из главных художников “оттепели”, плеяды тех мастеров, с именами которых в 1960-е было связано обновление живописного языка, положившее начало “суровому стилю”. Никонов является участником знаменитой выставки “30 лет МОСХ” в 1962–1963 гг. в Манеже, на которой его картина “Геологи” стала одной из главных мишеней критики.

Помимо творческой деятельности художник занимался педагогической работой. В 1998–2006 гг. он руководил мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова.

Павел Фёдорович Никонов удостоен высоких государственных и профессиональных наград. Произведения мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других музеях России, а также за рубежом.

Более шестидесяти лет Павел Никонов остаётся активным участником современного художественного процесса. Профессиональное сообщество рассматривает мастера не только и не столько как свидетеля и участника событий эпохи, но как действующего художника, пребывающего в непрестанном развитии и поиске. Истоки живописи Никонова неразрывно связаны с “суровым стилем”, его ранние картины давно обрели символический статус.

В начале 1970-х годов художественная критика отметила начавшиеся изменения в творчестве мастера, пересмотревшего подход к картине и обратившегося к деревенской теме – одной из основных как в его собственной живописи, так и в отечественном искусстве в целом. Деревня Алексино Тверской области явилась для Павла Фёдоровича прибежищем и местом, где стала возможна смена творческих ориентиров. Картины этого периода содержат тонкие наблюдения жизни, её развития во времени, выраженные острым, запоминающимся художественным языком.

Выставка “Живопись наблюдений”, посвящённая 90-летию Павла Никонова, состоялась в выставочных залах Российской академии художеств в Москве в сентябре 2020 года. Она объединила около 100 произведений, созданных автором за последние 20 лет, и дала возможность зрителю погрузиться в проблематику профессиональных исканий в сфере искусства, взглянуть под новым углом на роль художника в современном мире. Часть работ с этой выставки – более тридцати произведений живописи и графики – впервые экспонируются в залах Рязанского художественного музея, предоставляя рязанцам возможность познакомиться с творчеством одного из ведущих мастеров отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI века.

Выставка будет работать с 27 мая по 1 августа 2021 г. по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца.

Тел. для справок: (4912) 44-18-83


ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ И ВОИНСТВО ЗЕМНОЕ 

К 800-летию Александра Невского 

13 мая 2021 г. в 16 часов в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка русского религиозного искусства 

 

  Имя святого благоверного князя Александра Невского прочно вошло в историю русского воинства и еще шире – в историю русского религиозного искусства как одно из ключевых. Опираясь на слова известного историка В.Г. Вернадского, можно сказать, что образ святого князя воплощает в себе и идеал крайней решительности, проявленной им на Западе, и подвиг смирения, обращенный на враждебный тогда Восток.  

  В этом смысле особая «соборность» религиозного мышления тесно связывает образ Александра Невского с целой плеядой святых воинов и их покровителей. Незримая, но очевидная для религиозного сознания общность «Небесного воинства» находит свое воплощение в памятниках искусства, изобразительный язык которых во всякое время вырабатывает собственные художественные формы. Произведения, представленные на выставке, призваны обозначить изменения этого изобразительного языка и, вместе с тем, показать преемственность традиции и актуальность образов святых воинов в современном мире. 

  Самым ранним памятником такого рода из представленных на выставке можно считать двустороннюю икону «Святой Никола Зарайский и Спас Нерукотворный», датированную XVII веком. Сама форма бытования подобных икон связана с идеей защиты «от бед и врагов», а в соединении образов Николы Зарайского и Спаса Нерукотворного подчеркнута их охранительная функция, напоминающая о драматичных событиях рязанской истории. 

  Большую часть экспозиции составляют иконы синодального периода – времени, религиозное искусство которого часто характеризуется термином «обмирщение». Образы святых Георгия, Александра Невского, Архистратига Михаила наряду с другими приобретают черты, характерные античным героям в барочной или классицистической интерпретации. Такая, на первый взгляд, «профанация» священного образа в культуре XVIII – XIX вв. в реальности помогает ввести его в круг повседневных чаяний современности, приблизить к человеку, воспитанному в традициях панъевропейской культуры. Противоположным примером такой актуализации образа может служить парсуна с изображением Александра Невского из постоянной экспозиции Рязанского художественного музея: являясь по сути полным анахронизмом для второй половины XVIII века, это произведение демонстрирует те же тенденции, что и типичные произведения синодального искусства. 

  Прерванная непростыми событиями первой половины ХХ в. живая преемственность русского религиозного искусства возрождается уже в конце ХХ – начале XXI вв. Современные иконописцы и архитекторы, опираясь на наследие классической древнерусской традиции, создают образы, органично существующие в пространстве современного мира. Экспозиция предлагает возможность отчасти проследить пути формирования актуального и по сей день образа «Небесного воинства»: от зарождения архитектурного замысла до готового проекта храма, от эскиза иконостаса к его воплощению. Иконы из храма Казанского женского монастыря и церкви в часть иконы Божией Матери «Всецарица» созданы разными мастерами; введение их, пусть и на время, в музейную среду позволяет яснее акцентировать внимание на художественных качествах, прочувствовать изменения изобразительного языка. 

  В современном искусстве образ святого воина выходит за рамки храмового искусства. Появление на выставке скульптуры малых форм демонстрирует движение к поиску новых художественных средств для воплощения духовного идеала решимости и смирения. 

 

Выставка  работает с 13 мая по 8 августа  2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час.  

Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца.  

Тел. для справок (4912) 44-18-83


Русское письмо: традиция и эксперимент

     9 апреля 2021 г. в 16.00 в Рязанском художественном музее  имени                                 И. П. Пожалостина открывается выставка каллиграфии и леттеринга из Санкт-Петербурга.
     Искусство каллиграфии (греч. “красивое письмо”) уходит своими корнями в глубокую древность. Менялись виды письма, инструменты (тростниковая палочка, кисть, перо и т.д.), уходили в небытие целые народы и культуры, но искусство каллиграфии продолжали высоко ценить как до изобретения книгопечатания, так и после.
     Леттеринг – рисование букв, начертание которых не зависит, как в каллиграфии, от формы пишущего инструмента. Активное использование выполненных вручную надписей связано с развитием в ХХ столетии рекламы, разработкой фирменного стиля, созданием броских, запоминающихся своим уникальным исполнением текстов. 
     На выставке  представлены работы более двух десятков молодых художников-каллиграфов из России, Украины, Америки, которые в своем творчестве обращаются к древним русским шрифтам: уставу, полууставу, вязи и скорописи. Казалось бы, эти почерки застыли в развитии, остались в XVII веке и не имеют ничего общего с веком XXI. Но в сверхбыстром глобальном мире с его поп-культурой, клиповым мышлением и расчетом на вау-эффект становятся особенно ценными пространства, где есть место для кропотливого ручного труда мастера, любования красотой, вдумчивого поиска новых форм. Молодое поколение каллиграфов стремится оживить и преобразить формы старой кириллицы, дать им новую жизнь, показать, что допетровская шрифтовая традиция может жить и сегодня.
      Организатор выставки – неформальное объединение “Русское письмо”. Его членов отличает внимательное отношение к наследию прошлого, смелость эксперимента, желание привлечь внимание коллег каллиграфов и графических дизайнеров к допетровским формам шрифта, с которыми можно работать современно. Цель выставки – показать широкой аудитории самобытную рукописную традицию и красоту русского письма, дать возможность оценить каллиграфию как искусство. В экспозиции, где представлено свыше 90 работ, зрители познакомятся с каллиграфическими композициями и прикладными шрифтовыми работами в разных материалах: камне, ткани и дереве.
        На выставке в Рязани планируется проведение мероприятий:
10 апреля в 11.30 – Лекция Олега Мацуева и Марии Скопиной «Русское письмо: живая традиция»
11 апреля в 13.00 – Мастер-класс Марии Скопиной «Знакомство с полууставом»
15 мая в 17.00 – Мастер-класс Марии Скопиной «Знакомство с русской вязью»
Выставка  работает с 9 апреля по 15 мая 2021 г. в  художественном музее по адресу: Рязань,  ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час. Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца. Телефон для справок (4912) 44-18-83


Комментарии запрещены.