Рязанский государственный областной художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

г. Рязань, ул. Свободы, 57;

тел.: 44-18-83

Сайт художественного музея


Заслуженный художник России

Нателла ТОИДЗЕ

Живопись

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина 1 февраля 2018 г. 

открывается выставка произведений известного московского художника

Нателла Георгиевна Тоидзе – действительный член Российской академии художеств, лауреат Золотой медали РАХ, родилась, училась и работает в Москве. Выпускница Московского академического художественного училища памяти 1905 года (факультет театрально-декорационного искусства), она обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. Внучка любимого ученика Репина Моисея Тоидзе, одного из учредителей Академии художеств СССР, дочь известного скульптора Георгия Тоидзе, племянница автора плаката «Родина-мать зовет» Ираклия Тоидзе и супруга кинорежиссера Вадима Абдрашитова.

С 1973 г. Нателла Тоидзе регулярно участвует в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 г. вступила в Союз художников СССР. Работы художника находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, США. Нателла Тоидзе – известный, востребованный сегодня автор, имеющий своих зрителей и почитателей, и не только в столичных культурных кругах. Выбрав станковую живопись, на протяжении многих лет она успешно работает в разных жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции. Её произведения отличает индивидуальный, сложившийся авторский почерк, высокая живописная культура, вобравшая в себя традиции русской и грузинской художественных школ. Характерная черта творчества Н. Тоидзе – присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен. В своем творчестве художник сочетает многое: декоративизм и натурное видение; сложные пространственные решения и плоскостные композиции; неожиданные сочетания красок. Пейзажи, написанные в пастозной, темпераментной манере и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России. Творческий метод художницы – работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Н. Тоидзе чаще выбирает большой формат холстов, и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения, превращая его в сложный по колористическому решению узор.

В экспозиции представлено более 40 произведений последних лет – пейзажи, натюрморты, аллегорические полотна Нателлы Тоидзе из собрания автора.

Выставка работает с 1 февраля по 4 марта 2018 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход в музей с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«Семен Никифоров (1877 – 1912). Живопись. Графика»

Выставка из фондов Рязанского художественного музея к 140-летию со дня рождения

28 декабря 2017 в 16 часов в Рязанском художественном музее открывается выставка произведений Семена Гавриловича Никифорова

Семён Гаврилович Никифоров родился в 1877 г. в деревне Антошино Кашинского уезда Тверской губернии. В 1896 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с первых лет показывая заметные успехи и активно участвуя в выставках. С 1900 г. Никифоров переведен в мастерскую В.А. Серова, восприняв от гениального педагога внимательное отношение к натуре, а также ответственность и творческую честность. В дальнейшем Никифоров, как и многие современники, прошел этап увлечения импрессионизмом с его непосредственностью видения и любовью к эффектам солнечного освещения. Он начал писать широкими и смелыми мазками, постепенно обретая свой узнаваемый творческий почерк.

С 1904 г. Никифоров часто работал в имении своей жены О.Н.Натальиной – селе Саженево Рязанского уезда Рязанской губернии, находя здесь неисчерпаемый источник тем и сюжетов. Со временем живописный язык Никифорова обогатился выражением своего эмоционального отношения к натуре, что прослеживается в наполненных острой экспрессией работах 1904-1905 гг, посвященных жизни поволжских черемисов.

В 1910 г. Никифоров уехал в Италию, где создал множество отличающихся выразительностью и декоративностью живописного языка этюдов. В 1912 г. в связи с резким ухудшением здоровья он вернулся в Москву, где умер в возрасте 35 лет. В 1913 г. стараниями О.Н. Натальиной в стенах Московского училища была организована посмертная выставка Никифорова и издан каталог. В дальнейшем имя художника надолго выпало из поля зрения историков искусства. Произведения Никифорова находятся во многих музеях страны, но большая их часть сконцентрировалась в Рязанском художественном музее. В 1977 г. здесь прошла большая юбилейная выставка, подтвердившая неординарность таланта мастера. Выставка из фондов Рязанского художественного музея – первый за последние сорок лет масштабный показ творческого наследия С.Г. Никифорова.

Выставка работает с 28 декабря 2017 по 20 февраля 2018 г. в художественном музее

по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход в музей с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Телефон для справок (4912) 44-18-83


«Провинциальные истории»
Графика

14 декабря 2017 г. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина
открывается выставка произведений московского художника

Валерий Валентинович Архипов родился в 1961 г. в Потсдаме (Германия). Живет и работает в Москве. Закончил Московское художественное училище памяти 1905 года, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, Всероссийский государственный институт кинематографии (1993). Член Московского Союза художников (1993), Союза кинематографистов (2011). Заслуженный художник РФ (2009). Почетный член Российской академии художеств (2016).
В настоящее время В.В. Архипов – декан художественного факультета ВГИК (с 2009), профессор. Совмещает педагогическую деятельность с работой художника-постановщика на студии «Мосфильм». Принимал участие в создании более 30 фильмов. Среди них: «Пастух своих коров» (реж. А.Гордон), «Чайка» (реж. М.Терехова), «Кадеты» (реж. С. Артемович), «Богиня «Прайм-тайма» (реж. С.Попов), «Борис Годунов» (реж. В.Мирзоев) и др. Фильм «Изображая жертву» (режиссёр К. Серебрянников, 2006 г.) получил Главный приз Римского международного кинофестиваля.
Валерий Архипов известен и как талантливый живописец, чьи работы хранятся в российских и зарубежных музейных собраниях, а персональные выставки за рубежом принесли ему международное признание и ряд престижных наград.
Выставочный проект “Провинциальные истории”, создававшийся автором с 1996 г. до настоящего времени, представляет собой серию графических работ, повествующих о жизни и быте маленьких русских городов. Автор рассказывает: «С 1993 года каждое лето мы со студентами ездим на пленер, в основном, по Золотому кольцу, по Подмосковью: Коломна, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Сюжеты и родились как провинциальные истории этих маленьких городков, во-первых. Во-вторых, я рисую, когда киногруппа выезжает на съемки. Вот и получилась такая серия». Разнообразие сюжетов и богатство изображенных характеров превращают эти работы в череду затейливых рассказов. Из подсмотренных в повседневности сюжетов и колоритных образов художник создает панораму русской провинциальной жизни. Естественность образов достигается благодаря виртуозному использованию техники акварели. Работы передают целую гамму настроений – от бескомпромиссного гротеска до добродушной улыбки и даже легкой грусти. В этой серии – точный социальный срез российской действительности за два десятилетия: от стихийного русского капитализма девяностых до нынешнего.
Валерий Архипов продолжает классические традиции советских художников Леонида Сойфертиса, Виктора Кокорина, Виталия Горяева.
На выставке в музее представлено более пятидесяти произведений автора.

Выставка открыта с 14 декабря 2017 г. по 28 января 2018 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«Искусство, рожденное революцией»

2 ноября 2017 г. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка «Искусство, рожденное революцией».
Октябрьская революция стала временем великих перемен не только в политике, государственном устройстве и идеологии, но и во всех областях искусства, в том числе, и искусства изобразительного. В Рязанском художественном музее сложилась коллекция работ ведущих мастеров того времени. На выставке из фондов представлены произведения живописи, графики и скульптуры, отражающие бурные перемены послереволюционных десятилетий.

Экспозиция дает возможность почувствовать характерное для первых лет после Октября экспрессивное истолкование революционных событий как стихийного явления, все сметающего на своем пути. В работе А.Е. Архипова «Октябрь в деревне» (1918) стремительно движущаяся масса народа, накатывающая, как волна, напряженные сочетания цвета как нельзя лучше передают дух и энергетику времени. Революция предстает перед нами как событие глобального масштаба, как единый порыв, объединивший и увлекший за собой народные массы. В суровые годы Гражданской войны переносит композиция С.В. Герасимова «Клятва сибирских партизан» – эскиз одноименной картины 1933 года, находящейся в Государственном Русском музее. Атмосфера многочисленных митингов и демонстраций, ставших узнаваемым атрибутом времени, выражена в картине В.Н. Мешкова и многочисленных рисунках С.И. Петрова.

Новыми героями послереволюционного искусства стали рабочие, колхозники, учащиеся-рабфаковцы, физкультурники. С упразднением литературных и художественных группировок и созданием единых творческих союзов в 1932 году в изобразительном искусстве начинают культивироваться темы строительства новой жизни. Появляются индустриальный жанр, картины на спортивную тему, образы счастливого детства. Оптимистичный настрой великолепно передан в работе С.А. Павлова «Школа имени КИМ» (1931), в рисунках А.Ф Пахомова и Д.Б. Дарана, запечатлевших культ здорового образа жизни созидателей нового общества. Изменился подход к крестьянской теме. В картине В.Д. Семеновой-Тян-Шанской «Уборка сена» (1933), рисунке Н.С. Трошина «Телятница» (1931) акцентируются внутреннее достоинство и социальная значимость крестьянина – хозяина на своей земле.

Тема индустриальных строек нашла отражение в работах А.В. Куприна «Бессемеровский цех» (1930), Г.Г. Ряжского «Индустриальный пейзаж», П.П. Соколова-Скаля «Строительство Красноводска» (1933).

Выставку дополняет мультимедийная программа, посвященная достижениям отечественного авангарда послереволюционных лет. Ставший ярчайшим явлением в мировом искусстве, он не вошел в коллекцию музея. Знакомство с виртуальной экспозицией мастеров «левых» течений позволит расширить представление зрителей о бурном и многоликом искусстве, рожденном на переломе эпох.

Выставка будет работать со 2 ноября по 3 декабря 2017 г. в Рязанском художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по рабочим четвергам – до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


Заслуженный художник России

Виктор Орлов

Живопись

26 октября 2017 г. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина

открывается выставка произведений художника из Ногинска В. Орлова (Московская обл.)

Виктор Алексеевич Орлов родился в 1952 г. в Мичуринске Тамбовской области. Окончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова (1971), в 1980 г. – художественный факультет ВГИК, по специальности «Художник игрового кино». Стажировался в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академика О.Г. Верейского (1984-1987). С 1976 г. является постоянным участником художественных выставок. Член ВТОО «Союз художников России» с 1984 г., в 1989-1991 гг. – председатель Ногинской художественно-производственной мастерской, член правления Московской областной организации Союза художников СССР. В 2001-2002, 2007-2008 гг. – председатель Ногинского отделения Союза художников России.

Произведения художника многократно экспонировались в нашей стране и за рубежом – в Англии, Франции, Австрии, Индии, Чехии, Германии, Китае. Участник более 60 персональных выставок, включая международные проекты. Виктор Орлов стал первым российским художником, работы которого экспонировались в Совете Европы (2002 г., Страсбург). Его работы находятся в собраниях многих российских музеев, а также в частных коллекциях России и других стран.

Виктор Алексеевич – представитель классической реалистической русской школы живописи. Основной темой его творчества на протяжении долгих лет остается русская природа. Произведения художника обладают не только профессиональной и художественной убедительностью, они трогают своей искренностью и поэтичностью образного языка. Живописцу удается передать все многообразие окружающего нас мира, полифонию цвета и чувств. Устойчивые традиции и быт русского народа, ставшие духовной почвой для самого Виктора Орлова, остаются основой творчества мастера и по сей день. Оставаясь в контексте современного искусства, художник сознательно избирает для своего творчества изобразительный язык русской национальной пейзажной живописи.

На первой персональной выставке ногинского художника в Рязани представлено более полусотни живописных произведений, созданных в последнее десятилетие в разных уголках России.

Выставка открыта с 26 октября по 26 ноября 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.


Иван Лубенников

Наталия Глебова

живопись

5 октября 2017 г. в Рязанском художественном музее

им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений живописи

известных московских художников

Иван Леонидович Лубенников (род. 1951) – народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Один из выдающихся современных художников-монументалистов, создавший свой уникальный стиль в городской архитектуре. Получил мировое признание и как живописец. Иван Лубенников является автором оформления фасадов Московского театра на Таганке, одним из авторов экстерьера и интерьеров Государственного музея Маяковского, автором советского раздела международного музея Освенцим, интерьеров станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар», а также станции метро «Мадлен» (Париж, Франция).

Расцвет творчества Лубенникова как живописца начинается с 80-х годов прошлого века, когда он находит свой собственный язык художественных образов. Именно тогда он начал принимать активное участие в выставках, на которых его работы получили большое признание. В последние годы Лубенников работает над классическими камерными жанрами живописи, такими как «ню», натюрморт, пейзаж, и вносит в них собственное, глубоко личное прочтение. Неизменные герои его картин – люди. Именно их проблемы, современная беспокойная жизнь города волнует художника.

Глебова Наталия Васильевна (род. 1951) – член-корреспондент Российской академии художеств. Тема человека в творчестве Глебовой раскрывается преимущественно через пейзажный жанр. Живописи Натальи Глебовой, как и ей самой, присуще редчайшее качество – тождественность ее духовного и душевного мира, наполненного трепетной, благодарной любовью ко всему, что она видит, слышит, ощущает.

С именами супругов Ивана Лубенникова и Наталии Глебовой связаны многие события художественной жизни ХХ – начала ХХI века. Их совместные выставки проходили во многих городах России и других странах мира. На выставку в Рязани художники предоставили чуть более сорока полотен, характеризующие их творчество последнего десятилетия.

Выставка открыта с 5 октября по 10 декабря 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


“Бескрайний космос”

Живопись, графика из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина

14 сентября 2017 г. в 16.00 в Рязанском художественном музее открывается выставка, посвященная 160-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.

Древнеримский философ Луций Анней Сенека сказал однажды, что если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди. Небо притягивало человека с незапамятных времен. Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался вопросом: где начало и конец звездной бездны и какое место в этом бескрайнем просторе отведено человеку?

Начало ответам на этот и другие вопросы было положено нашим земляком, уроженцем села Ижевское Рязанской губернии, выдающимся ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. В 1903 году он издал работу “Исследование мировых пространств реактивными приборами”, где строгими формулами доказывал возможность преодоления земного тяготения. Но не только сухим научным языком вдохновлял Циолковский человечество на покорение космических пространств. Почти двумя десятилетиями позже он напишет: “Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной… Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы”.

Невозможно перечислить всех, чьими трудами сбылась в ХХ столетии мечта о выходе человека в космос. Это и конструкторы во главе с С.П. Королёвым и первопроходцы-космонавты. Запуск первого спутника в 1957 году и полет Юрия Гагарина в 1961-м стали важнейшими вехами не только в истории нашей страны, но и всего человечества.

Первые фотоснимки Земли из космоса изменили мироощущение человека второй половины ХХ столетия. Космическая тема заняла прочное место в изобразительном искусстве, с каждым очередным научным открытием обретая новые грани в своем прочтении. Реальные события в освоении космоса и фантастические образы неизведанных глубин Вселенной в равной степени привлекают внимание художников. Выставка “Бескрайний космос” из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина еще одно тому подтверждение.

Приуроченная к160-летию со дня рождения К.Э. Циолковского экспозиция включает около двух десятков произведений живописи и графики московских и рязанских художников. Среди них серии работ А.М. Титова, посвященные выдающимся землякам – ученому К.Э. Циолковскому и летчику-космонавту В.В. Аксёнову. Земля и космос, как два разных, но взаимосвязанных мира, нашли в интерпретации художника выразительное образное прочтение. Это пейзажи, написанные в Ижевском и Гиблицах, триптих, посвященный Музею К.Э. Циолковского, портреты В.В. Аксенова в космосе и на земле. Галерею образов отечественных космонавтов дополняют литографии московского графика А.М. Гетманского. Другой столичный автор, Г.Т. Стопа, представлен на выставке эстампами, посвященными первым космическим стартам.

Завершают экспозицию графические листы рязанского художника А.В. Степанова – захватывающие фантазии на тему грядущих путешествий в бескрайних просторах Вселенной. А репродукции картин летчика-космонавта А.А. Леонова, документальные свидетельства первого вышедшего в открытый космос человека, подтверждают, насколько фантастичным и притягательным открывается мир за границами земного притяжения.

Выставка будет работать 14 по 27 сентября 2017 г. с 11.00 до 18.00, по рабочим четвергам до 20.00 по адресу: ул. Свободы, 57, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


Иван Петрович Пожалостин.
180 лет со дня рождения.

Рязанский художественный музей представляет масштабную выставку, посвящённую жизни и творчеству Ивана Петровича Пожалостина (1837 – 1909). Имя этого видного русского гравёра второй половины XIX века, уроженца Рязанской губернии, было присвоено музею при основании – в 1913 году. Проект соединил многих участников, помимо Рязанского художественного музея в нём задействованы Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Государственный архив Рязанской области, Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького. Искусство И.П. Пожалостина впервые показывается столь полно, притом многие экспонаты давно или никогда прежде не демонстрировались. Фоном для рисунков, гравюр мастера служит богатый сопроводительный материал: мемориальные предметы, фотографии, архивные документы, книги, журналы. Список выставки включает около полутора сотен наименований.
Пожалостин посвятил себя забытой ныне художественной специальности – репродукционной гравюре на меди. До того, как картины или рисунки стали воспроизводиться фотомеханическими способами, эту задачу выполняла репродукционная гравюра.
Тонкости своей профессии Пожалостин постиг в Императорской академии художеств, где учился у знаменитого Ф.И. Иордана, и в Париже, куда Академия направила его совершенствоваться. Наиболее плодотворный период деятельности художника выпадает на 1870-е –1880-е годы. Среди лучших его произведений следует упомянуть гравюры с картин «Несение креста» неизвестного болонского мастера XVII века и «Птицелов» В.Г. Перова, а также многочисленные портреты. Именно портреты определили место Пожалостина в русской культуре. Выставка даёт возможность познакомиться практически с полной подборкой его работ в этом жанре.
Судьба Пожалостина, который прошёл путь от нищего сироты из государственных крестьян до профессора Академии художеств, не была простой. Тяготы собственной жизни (бедность, большая семья) соединялись с трудностями, переживаемыми тогда его искусством – репродукционной резцовой гравюрой. По сути, Пожалостин завершил историю этой специальности в России. Тем не менее, ему удалось оставить достойную память о себе в отечественной культуре, доказательством чему служит и настоящая выставка.

Выставка работает до 25 ноября в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


Альберт Мотин. Графика

31 августа 2017 г. в 16 часов в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина
открывается выставка произведений
Альберта Николаевича Мотина (1937-2004)

Альберт Николаевич Мотин родился в 1937 году в городе Спасске Рязанской области. Детство провел в деревне Семчино, недалеко от Рязани. В 1955-1960-х обучался на педагогическом отделении Рязанского художественного училища у Н.Г. Романова, И.П. Веселкина, А.В. Хохлова. В 1964-1971 годах учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (факультет станковой графики, мастерская Е.А. Кибрика). После возвращения в Рязань работал в художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. С 1978 года – член Союза художников СССР, участник всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставок. В 1991 году основал в Рязани галерею современного искусства «Альберт-галерея».

Сложившись как профессионал в середине 1960-х годов, А.Н. Мотин многим обязан эстетике «сурового стиля», которая угадывается в мужественной и точной пластике его искусства. Но в то же время художник часто выступал и тонким лириком. Как всякий настоящий художник он создал свой мир, отличающийся особой силой чувства и выражения.

Выставка знакомит с графическими работами А. Мотина, созданными на всем протяжении его творчества. Художник активно работал в линогравюре, создавал гуаши, акварели, многие рисунки выполнены углем, карандашом, сангиной, пастелью. На выставке представлены произведения, выполненные в жанрах портрета и пейзажа.

Его пейзажи отличает масштабность, в них как бы стерта граница между небом и землей, что позволяет зрителю погрузиться в пространство произведения. Особо стоит отметить портреты, создавая которые, Мотин умело выделяет главное в человеке, отказывается от второстепенного, уверенно «лепит» форму, « рисует» характер.

На выставке представлено около 50 произведений художника.

Выставка открыта с 31 августа по 1 октября 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«И божество, и вдохновенье…»

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина

17 августа 2017 г. открывается выставка произведений

Владимира Решедько

Решедько Владимир Михайлович родился 25 апреля 1937 года в селе Николаевка Бурынского района Сумской области. В 1956 окончил Искрисковщанский сельскохозяйственный техникум, с 1961 по 1966 год учился в Рязанском художественном училище. В 1980 принят в члены Союза художников СССР. В 2012 году награжден дипломом Российской Академии художеств. В 2004 году В.М. Решедько было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Награжден дипломом Российской Академии художеств за триптих «Есенинская Русь» (1998).

Первая персональная выставка художника состоялась в 1984 году на родине Сергея Есенина в селе Константиново. В. М. Решедько – участник всесоюзных, республиканских, всероссийских, международных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в Москве, Липецке, Плёсе, Рязани и др. Произведения художника находятся в Рязанском государственном областном художественном музее, Тульском музее изобразительных искусств, Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина (с. Константиново, Рязанская обл.), Касимовском краеведческом музее (Рязанская обл.), Бурынском краеведческом музее (Украина), Сумском художественном музее (Украина), частных коллекциях России, Германии, Франции.

Небеса – особый мотив в творчестве художника, где с помощью полутонов и нежных, но глубоких оттенков отражено не только точное состояние природы, но и особое настроение спокойного счастья, яркого восторга и радости, меланхоличной, но светлой печали. Мастерское владение световоздушной перспективой и тонкая лирика придают полотнам художника особое звучание. Все творчество В.М. Решедько проникнуто любовью к родной земле. Природа есть и божество, воспеваемое в творчестве автора, и вдохновение, рождающее его пейзажи.

В экспозицию персональной выставки к 80-летию художника вошли как масштабные полотна, воплощающие величественный образ земли и неба, так и небольшие этюды, передающие моменты быстротечные и неповторимые. Среди них немало работ последних лет, свидетельствующих о большой увлеченности пейзажем и неиссякаемой творческой активности автора. На выставке представлено более 50 произведений художника.

 

Выставка открыта по 17 сентября 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«СТЕНЫ ПАЛЬМИРЫ»
Низар Сабур (Дамаск, Сирия)

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина 27 июля 2017 г. открывается выставка произведений живописи сирийского художника

Низар Сабур – гражданин Сирийской Арабской Республики, родился в 1958 году. Учился в Дамасском университете по специальности «живопись» (1976 – 1981) и в Московском высшем художественно-промышленном училише (бывшее Строгановское), по специальности «монументальная живопись» (1985 – 1990). В 1990 г. защитил диссертацию с присвоением научной степени кандидата искусствоведения. В течение последних 25 лет является профессором факультета изобразительного искусства Дамасского университета. С 1976 г. участвует в выставках во всех арабских странах, в России, США, Франции, Германии, Швейцарии, Греции, Китае, Иране и Турции.
Лауреат многих международных художественных конкурсов.
Низар Сабур христианин, хорошо знает русский язык, ему близка культура нашего народа, а его трое сыновей живут и учатся в России. На выставке в Рязанском художественном музее представлено тридцать живописных произведений, созданных в последние годы и объединённых в два цикла: «Стены Пальмиры» и «Маалюля».
Сирийская гражданская война по своему значению выходит за рамки одного государства и является войной мирового масштаба, где во многом решается судьба человечества. Это борьба за самый важный в XXI веке регион, обладающий подавляющим количеством энергоресурсов. Мы связаны с этой страной тысячелетиями отношений – и с православной Сирией, и с исламской. Именно на территории Сирии первых веков нашей эры формировались основные типы христианских храмов и каноны изображений. В мусульманском мире Дамаск считался одним из лучших центров исламского образования. В годы гражданской войны с 2011 г. доля христианского населения страны значительно уменьшилась. Десятки тысяч погибли, каждый четвертый из двух миллионов христиан был вынужден уехать. Многие памятники искусства разрушены или разграблены. Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, процветавший в древности город на караванном пути в Сирийской пустыне, упоминаемый в Ветхом Завете как самый восточный город державы Соломона. Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он подвергался разграблению и уничтожению боевиками «Исламского государства» в течение почти двух лет. Подобная участь и у сирийского городка Маалюля, в котором сохранилась одна из христианских святынь — монастырь святой Фёклы, ученицы апостола Павла и одной из первых христианок Сирии. Около двух третей населения Маалюля составляли христиане (примерно поровну православные и греко-католики), около одной трети — мусульмане. Эта местность находится высоко в горах, её жители сохранили и свою религию, и свой язык: здесь до сих пор в ходу арамейский – древний язык семитской группы, на котором, как считается, говорил Иисус Христос. Уникальные объекты культурного наследия, пережившие многие поколения завоевателей, утрачены из-за варваров XXI века.
Художник Низар Сабур рад возможности выставлять свои работы в нашей стране, тем самым выражая благодарность России и внося свой вклад в продолжение добрых отношений и общих усилий в восстановлении мира на сирийской земле.

Выставка открыта с 27 июля по 3 сентября 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«КРАСОТА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

Фотографии из архива Льва Маврина

 

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина с 28 июля 2017 г.  работает фотовыставка к ХV фестивалю воздухоплавания «Небо России 2017»

 

На выставке представлено 53 фотографии 17 авторов из коллекции одного из основателей и постоянных организаторов фестивалей воздухоплавания в Рязани «Небо России», главы Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области Льва Маврина.

История фестивалей воздухоплавания в России начинается с 1990 года, когда прошедший в Рязани фестиваль «Небо России» был занесен в российскую книгу рекордов «Диво», как самый первый фестиваль по воздухоплаванию, проведенный в стране. Отсюда и принято считать Рязань родиной фестивального движения по воздухоплаванию. В Рязани фестиваль «Небо России» проводится ежегодно. В нынешнем году он состоится с 8 по 15 августа. 15-й международный культурно-зрелищный спортивный фестиваль воздухоплавания «Небо России 2017» и 23-й чемпионат России в номинации тепловых аэростатов, а также 9-й Кубок Рязанской области по воздухоплавательному спорту проводят правительство Рязанской области, администрация города Рязани, Федерация воздухоплавательного спорта Рязанской области.

Полет на воздушном шаре – это не только спорт и адреналин, но и уникальная возможность увидеть нашу землю по-настоящему «свежим взглядом», с высоты птичьего полета. Не случайно многие воздухоплаватели и пассажиры аэростатов берут с собой фотоаппараты. Подготовка к старту, последние приготовления, напряженные моменты подъема – все это рождает темпераментные жанровые фотографии. Но особенно интересны снимки, сделанные на высоте.

При взгляде  с многометровой высоты Земля кажется хрупкой и незащищенной. В лучах восходящего солнца, в волнах тумана и в закатном зареве оголяется первозданная сущность Земли. Голубые русла рек, зеленые лесные массивы и коричневые пашни укладываются в яркое лоскутное одеяло, прекрасное в своей хаотичной природной геометрии. Поэтому так «режет» глаз людское вмешательство, попытка упорядочить и подчинить себе эту великую земную стихию с помощью мостов, линий электропередач, асфальтовых трасс или городских кварталов. Некоторые фотографии явно дают увидеть, как изменился естественный ландшафт в результате человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживают фотографии, запечатлевшие знаменитые окские меандры с высоты птичьего полета. Пойменные луга располагаются на мозаике ярких и разнообразных комплексов аллювиального рельефа. За этим непривычным термином скрываются пойменные местоположения, являющиеся ровесниками египетских пирамид. Ровные как стол поверхности покоятся на илах, возраст которых измеряется тысячелетиями, а гривистый рельеф позволяет увидеть миграцию главной реки Рязанской области во времена великой Российской империи.

Фотографии, накопленные Львом Мавриным за годы воздухоплавания, – не просто прекрасные образцы аэрофотосъемки, а настоящие «картины», примеры абстрактной «живописи». Причудливые формы, текстуры, линии, сочетание красок – вот главное отличие и достоинство фотографий, представленных на выставке. Только посмотрев на Землю сверху, мы можем по-настоящему осознать ее величие и красоту. А взгляд на городские улицы, на знаменитый Кремль из корзины аэростата открывает зрителю совершенно новую Рязань.

На выставке в художественном музее, подготовленной при участии Рязанского отделения Союза фотохудожников России, представлены работы, как непосредственных участников, так и зрителей-фотографов, выполненные в последнее десятилетие.

 

Выставка открыта с 28 июля по 10 сентября 2017 г.   художественном музее по адресу: Рязань,  ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.                                   

Тел. для справок (4912) 44-18-83


«ОБРАЗЫ ВЕЧНОЙ КНИГИ»

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина
15 июня 2017 г. открывается выставка
западноевропейской гравюры XVI-XVIII веков
из собрания В.Г. Беликова (Москва)

На выставке представлено 57 редчайших гравюр из собрания известного московского коллекционера. Владимир Гурьевич Беликов (род. 1943) – доктор технических наук, профессор, академик, директор авиастроительного холдинга. Сфера его любительских увлечений – библиофилия, коллекционирование станковой и книжной графики.
Более 30 лет В.Г. Беликов собирает свою коллекцию. От образцов из изданий Петровской эпохи и золотого века французской иллюстрации (XVIII век) до современных произведений — источниками служили покупки за рубежом, дары знакомых художников. Ныне в коллекции более 15 тысяч произведений печатной и оригинальной графики, самые ранние из которых датируются XV веком. С 1988 г. состоялось более 300 выставок из собрания В.Г. Беликова в нашей стране и за рубежом. Материалы о коллекции и выставках публиковались в художественных изданиях и периодической печати, издано более 30 авторских каталогов по самым разнообразным темам и направлениям.
Библейская тема на протяжении многих веков является одной из важнейших в христианской культуре. Гравюра (вид графики, в котором изображение является оттиском рельефного рисунка, нанесенного на печатную форму из дерева или металла) и книжная иллюстрация своим рождением и развитием во многом обязаны Библии – Вечной Книге.
В эпоху Возрождения, с середины XV века в связи с бурным развитием бумажного и печатного производства, началом книгопечатания Библия стала издаваться с иллюстрациями анонимных мастеров-ремесленников. Реформация способствовала широкому распространению Библии, и почти все выходившие в этот период книги Священного писания издавались с гравюрами известных художников, выполненными в различных техниках – ксилографии, резца или офорта. XVI-XVII века можно назвать золотой эпохой искусства гравюры, которая, как тиражное, демократическое искусство, распространялась по Европе, не зная границ и языков.
Выставка дает возможность на примере одной великой темы прикоснуться к удивительному миру гравюры. Она знакомит зрителя с художниками – классиками различных стран и эпох, позволяет проследить взаимовлияния отдельных школ и направлений, сравнить трактовку библейских образов и сюжетов разными мастерами, разгадать замыслы графиков и восхититься их виртуозной техникой и тончайшим мастерством. Универсальные сюжеты Вечной Книги не утрачивали своего значения, даже если авторы осмысляли их согласно своей эпохе: тема библейская, а интерьер, одежда соответствовали современности гравёра.
Для выставки в Рязани В.Г. Беликов предоставил из своей коллекции гравюры западноевропейских мастеров XVI-XVIII веков, ведущих художников Германии, Нидерландов, Италии, Франции: Л. Кранаха, Л. Лейденского и Г. Гольциуса, А. Карраччи, Ж. Калло и многих др.

Выставка открыта с 15 июня по 15 августа 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«Рене МАГРИТТ. Вероломство образов»

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина

с 15 июня 2017 г. работает выставка графики всемирно известного

художника-сюрреалиста, представляющая

48 шедевров в литографиях из частных собраний Европы

Бельгийский художник Рене Магритт (1898 – 1967) вошел в историю искусства ХХ века как сюрреалист, автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин, его работы часто называют ребусами.

Магритт был художником, вполне востребованным при жизни, особенно в послевоенные годы, в 1950-е–1960-е гг., до своей смерти в 1967 г. Большая часть картин Магритта ещё при жизни художника оказалась в частных собраниях. В наши дни немногие музеи могут похвалиться живописными работами Магритта, в российских музеях их нет – ни одного.

В 1950-е годы Магритт обратился к печатной графике – этому достойному и признанному среди художников способу более широкого распространения своих произведений. В различных техниках печатной графики работали самые известные мастера – Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Анри Матисс, Хуан Миро и многие другие. В этих техниках оригинальные авторские композиции, созданные художником, переносились на специально подготовленные печатные формы, которые затем поэтапно обрабатывались, чтобы произвести некое ограниченное количество уникальных оттисков. Процесс создания произведений печатной графики был сложен технически и физически и требовал владения совершенно особыми навыками, поэтому переносил композицию и выполнял оттиски, как правило, не сам художник, а специальный мастер-гравёр. В подобном разделении труда нет ничего предосудительного. Каждый лист из получавшегося тиража получал свой уникальный номер и обычно подписывался художником или издателем.

В конце XX века вопросы, связанные с творчеством мастера, перешли в ведение некоммерческого Фонда Рене Магритта, расположенного в Брюсселе.

Литографии (литос – камень, графо – пишу; гравюра на камне), изданные по инициативе Фонда Рене Магритта малым тиражом, имеют сертификаты подлинности. Оттиски были изготовлены в гравёрной мастерской Филиппа Морено в Париже дважды: тиражом 300 экземпляров в 2003 и тиражом 275 экземпляров – в 2010 г. Выставка «Вероломство образов» являет собой максимально полное собрание практически всех выполненных оттисков. Экспонаты выставки предоставлены частными коллекционерами из Франции, Бельгии и Скандинавии. Коллекция сформирована петербургским «Арт-центром в Перинных рядах», выставка побывала уже во многих городах России. Приглашаем прикоснуться к иррациональному и начать путешествие в мир иллюзий одного из самых загадочных и волнующих мастеров XX столетия.

Выставка открыта с 15 июня по 23 июля 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


«Левитановский Плёс глазами современных художников»

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина 17 мая 2017 г. открывается выставка произведений
из собрания Плёсского музея-заповедника

Плёс на Волге (Ивановская обл.) – уникальный русский город. Есть в нем некая трогательная временная пауза, которая притягивает всех, кто когда-либо оказывался там… В купеческом особняке конца ХVIII века, известном по картине И.И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс», в 1997 году открылся Музей пейзажа – экспозиционная и выставочная площадка Плёсского музея-заповедника. В постоянной экспозиции представлены работы отечественных художников XIX – XX веков, выполненные в жанре реалистического пейзажа. Значительная часть посвящена городу Плёсу, его окрестностям, Волге.
С 1999 по 2009 годы в Плёсе проходила Межрегиональная выставка современной пейзажной живописи «Зеленый шум», включавшая произведения художников обеих столиц, Центральной России, Северного Кавказа, Западной Сибири. С 2010 г. Плёсский музей-заповедник при поддержке Министерства культуры РФ организует ежегодный Международный пленэр «Зеленый шум», когда к живописцам из России в период золотой «левитановской» осени присоединяются мастера одной из европейских стран. Участие в пленэрах приняли авторы из Италии, Германии, Франции, Нидерландов, Кипра, Эстонии.
Сюжеты, запечатлённые в конце XIX века на полотнах великого Исаака Левитана, и в наши дни вдохновляют как признанных мастеров кисти, так и молодых художников: Ю. Коровина, В. Фёдорова, Ю. Жаркова, С. Александрова и многих других.
Выставка «Левитановский Плёс глазами современных художников» из фондов Плёсского музея-заповедника отправляется весной 2017 года в путешествие по Центральной России. Те, кому пока не посчастливилось побывать в Плёсе, смогут ощутить очарование этого удивительного уголка России. Жители многих городов получат уникальную возможность окунуться в атмосферу Плёса и приоткрыть завесу его загадочной притягательности. Рязань – первый пункт этого маршрута. На выставке в художественном музее представлено около полусотни живописных произведений отечественных и зарубежных художников конца ХХ – начала ХХI вв.
Рязанский художественный музей, в свою очередь, предоставил произведения пейзажной живописи из своей коллекции на выставку «Поэзия русского пейзажа», которая экспонируется с 21 апреля по 13 июня 2017 г. в Плёсе в залах Музея пейзажа.
Следует отметить, что это уже сложившаяся традиция нашего музея – отмечать Международный день музеев (18 мая) обменными выставками с собраниями региональных музеев России.

Выставка открыта с 17 мая по 13 июня 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.


«Игры настроения»

Ирина Чирикова

Керамика

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина 18 мая 2017 г. открывается выставка произведений художника-керамиста Ирины Чириковой (Москва).

Ирина Чирикова родилась в Москве. В 1989 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). С 1986 года является участником московских, республиканских, международных выставок и симпозиумов. С 1994 года –член Московского союза художников. Работы находятся в российских и зарубежных частных коллекциях.

Керамика имеет богатую историю. Ее корни уходят в народные традиции, а выдающиеся образцы встречаются в декоративно-прикладном искусстве разных стран и народов на протяжении многих столетий. В 90-х годах ХХ века особой популярностью в среде профессионалов-керамистов стала пользоваться форма декоративного панно, так называемый керамический пласт . Его возможности в наибольшей степени отвечали потребностям мастеров в свободе выражения авторской индивидуальности, так как природная пластичность материала позволяла неограниченные эксперименты с композицией, а тяготеющая к плоскости стены поверхность допускала использование рисунка и цветового решения не только в качестве внешнего декора.

Работа с пластом требует высокого профессионального мастерства, особого подхода к формообразованию произведения. Этот процесс настолько индивидуален, зависим от образа мышления, состояния души, что не нуждается в многоступенчатых подготовительных этапах или теоретических обоснованиях. Выплескивая себя в работе, художники часто импровизируют, что делает каждый керамический пласт неповторимым.

Ирина Чирикова – человек с богатым внутренним миром, тонко чувствующий характер материала. Она работает на поверхности пласта без предварительных эскизов. Процесс может длиться один день или полгода, но в каждом из произведений ей удается сохранить свое особое настроение. Автор сравнивает свой труд с профессией балерины или гимнаста, где главное – это каждодневная практика.

В залах музея представлено около тридцати пластов Ирины Чириковой. Все они выполнены в жанре натюрморта. Это композиции из морских раковин, цветов, сосудов, удивительно гармоничные и цельные. У Ирины Чириковой неповторимый и узнаваемый авторский почерк, отличающийся графичностью линий и сдержанностью цветовых решений.

Для художника очень важно внутреннее состояние, в котором создается произведение, поэтому название выставки «Игры настроения» неслучайно. Оно дает понять зрителю, что каждая работа автора несет особое эмоциональное содержание, а кажущиеся свобода и легкость исполнения керамических пластов – результат накопленного годами профессионального мастерства.

Выставка будет работать с 18 мая по 16 июля 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11.00 до 18.00, по рабочим четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.

Тел. для справок (4912) 44-18-83


«Свете тихий»

6 апреля 2017 г. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений Виктора МИНКИНА «Свете тихий»

Виктор Алексеевич Минкин родился в 1947 году в деревне Малиновка Рязанского района Рязанской области в семье крестьянина. Учился в Рязанском художественном училище (1961 – 1966) у Б.П. Кузнецова, А.Н. Молчанова, П.И. Будкина. С 1967 по 1973 год обучался на факультете живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина у А.А. Мыльникова, В.И. Орешникова, Б.С. Угарова. Именно эти крупнейшие мастера и талантливые педагоги оказали влияние на становление творческой индивидуальности Минкина, стали примером профессиональной преданности и честности. Уже в период обучения формируется утонченный живописный язык художника, неразрывно связанный с внимательным и вдумчивым отношением к натуре. С 1978 года Минкин – член Союза художников СССР, участник всероссийских, зональных, областных художественных выставок. Живёт и работает в Рязани.

Главной темой творчества художника стал пейзаж, запечатлевший его родные места. Крестьянские корни автора ощутимы в его приверженности деревенской тематике, в той спокойной созерцательности и сопричастности, с которыми он смотрит на окружающую его природу. Сдержанный цветовой строй произведений, минимализм деталей и строгая продуманность живописного мотива передают эстетическое благородство неброского среднерусского пейзажа. Тот же минимализм изобразительных средств отмечается и в натюрмортах художника.

Виктор Минкин неоднократно награждался почетными грамотами Союза художников РСФСР и дипломами крупнейших всероссийских выставок. В 1997 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2007 году удостоен звания «Народный художник Российской Федерации». В 2012 году Виктору Минкину присвоено звание «Член-корреспондент Российской академии художеств».

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина, Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике и многих других областных и республиканских музеях страны.

Выставка В.А. Минкина в залах Рязанского художественного музея свидетельствует о профессиональной активности художника и о его постоянном творческом развитии. На ней представлены работы, созданные за последние пять лет, большинство из которых экспонируется впервые.

Выставка открыта по 22 мая 2017 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Касса работает с 11 до 18 час., по четвергам до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.


 

 


Комментарии закрыты