Рязанский государственный областной художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

г. Рязань, ул. Свободы, 57;

тел.: 44-18-83

Сайт художественного музея


Слушая тишину…
К 75-летию Победы

12 марта 2020 г. в 16 час. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений рязанских художников – участников Великой Отечественной войны из фондов музея.
Выставка приурочена к 75-летию Победы. Б.Л. Алексеев, Л.Г. Виноградов, М.Ф. Гавва, И.П. Громов, Н.С. Денисов, В.Д. Дубинин, М.Г. Зайцев, Б.М. Заруба, А.Ф. Иванов, Н.П. Игнатов, А.А. Козлов, Г.З. Кудояров, А.П. и Б.П. Кузнецовы, А.Д. Мелешков, М.М. Пелёнкин, В.А. Петлёв, Ю.А. Побережниченко, А.И. Репкин, Н.Г. Романов, Д.Г. Рыбаков, А.И. Хохлов, К.К. Шелковенко, И.В. Гусев, С.М. Степашкин, И.С. Тумаков, С.В. Чугунов возвратились с фронта, имея ордена, медали и огромное желание вернуться к мирной жизни, к творчеству. Судьбы этих мастеров оказались тесно связанными с историческими событиями середины ХХ века. С одной стороны, каждому была предоставлена возможность получить художественное образование, с другой – осуществлению дальнейших творческих планов помешала война. Все упущения в профессиональной подготовке художникам-фронтовикам пришлось наверстывать самостоятельно. Неслучайно у данного поколения мастеров трудолюбие ставилось на первое место, а дух профессионального братства определил моральный климат в Рязанской организации Союза художников на несколько десятилетий.
Немало усилий после Победы приложили бывшие фронтовики к восстановлению страны из разрухи, возобновлению художественной жизни в Рязани, в том числе учебного процесса в художественном училище. Работы не всех перечисленных авторов вошли в собрание музея, но те имена, что представлены в коллекции, музейные сотрудники постарались отразить на выставке максимально полно.
Н.П.Игнатов и Б.П. Кузнецов вошли в число первых преподавателей училища послевоенных лет, возобновившего работу под руководством А.В. Сырова. Борис Петрович Кузнецов всю свою дальнейшую жизнь посвятил педагогическому труду, за более чем полувековой период воспитав несколько поколений учеников. В художественном училище преподавали Н.Г. Романов, А.Н. Молчанов, Н.С. Денисов, А.А. Козлов. Каждый оставил свой след в истории училища и добрую память.
Б. М.Заруба и А.И. Хохлов стали одними из организаторов товарищества «Рязанский художник», возникшего в 1944 году по инициативе А.В. Сырова. С товариществом, а позже Рязанскими художественно-производственными мастерскими, связана деятельность К.К. Шелковенко, Д.Г. Рыбакова, Ю.А. Побережниченко, Л.Г. Виноградова, В.А. Петлёва, А.П. Кузнецова, И.П. Громова, И.В. Гусева.
После ссылки и фронта вернулся на работу в театр юного зрителя репрессированный В.Д. Дубинин. Теории искусства и административной работе на посту директоров художественного музея и художественного училища посвятили себя искусствоведы С.М. Степашкин и А.И. Репкин.
Все художники, пройдя через горнило военных лет, стремились привнести в окружающий мир гармонию, положительные эмоции. Много времени отдавая преподаванию или выполнению заказов в художественно-производственных мастерских, они занимались живописью в свободное время и больше «для себя».
Свой природный живописный дар Н.П. Игнатов и Л.Г. Виноградов реализовали в скромных по размеру, но тонких по колориту и поэтичных по настроению работах. Б.М. Заруба и В.А. Петлёв избрали жанр городского пейзажа, запечатлев меняющийся облик Рязани. Портреты современников оставили нам Н.Г. Романов, И.С. Тумаков, К.К. Шелковенко. Успех Б.П. Кузнецову принесли изображения Рязанского кремля, тихих двориков старых районов города и его окрестностей. С упоением природу и её дары писали К.К. Шелковенко, Н.С. Денисов, А.А. Козлов, Ю.А. Побережниченко.
Предназначенное для неторопливого, очень личного общения со зрителем искусство художников – участников войны трогает своей сердечностью. В многочисленных и разнообразных пейзажах и натюрмортах этих мастеров заключен трагический, но бесценный опыт людей, узнавших цену мирной жизни, полюбивших вернувшуюся в русскую природу долгожданную тишину.
Выставка продолжит работу до 10 мая 2020 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы. 57. Вход с 11 до 18 час., по рабочим четвергам до 20 час. Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83


АНДРЕЙ БЛИОК. Живопись

Санкт-Петербург

27 февраля 2020 года в 16.00 в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Андрея Николаевича Блиока.

Андрей Николаевич Блиок родился 1 июня 1946 года в Ленинграде. В 1965–1971 гг. учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде на факультете живописи, в мастерской А.А. Мыльникова. Участвует в выставках с 1971 года. С 1972 г. – член Союза художников СССР (в настоящее время – член РТОО “Санкт-Петербургский союз художников”). С 1973 г. преподает в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, профессор кафедры живописи и композиции. В 1996 г. удостоен почетного звания ”Заслуженный художник РФ”, в 2007 г. – звания ”Народный художник РФ”. В 2007 г. избран членом-корреспондентом, в 2013 – действительным членом Российской Академии художеств (отделение живописи).

Произведения Андрея Блиока находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в

художественных музеях и частных собраниях России, КНР, Франции, Италии, Англии, США, Мексики, Швейцарии, Кореи, Финляндии, Японии, Германии, Голландии, Израиля, Швеции, Болгарии и других стран.

Истоки творчества Андрея Блиока прослеживаются в высоких традициях классического искусства Западной Европы и русской реалистической живописи. Однако культурное наследие художник переосмысливает и преображает в соответствии с собственным мировосприятием. Будучи жителем Петербурга, преданно любящим свой город, Андрей Блиок умеет передать в работах неповторимый архитектурный облик, выразить особую атмосферу Петербурга. Вместе с тем, он восприимчив ко всему самобытному, что можно встретить в разных уголках нашей страны и за ее пределами. В этом смысле творчество Андрея Блиока – явление отечественной культуры, для которой характерны преданность собственным корням и одновременно способность постигать традиции других стран и народов.

Выставка в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина включает более тридцати произведений Андрея Блиока, выполненных в разные годы. Среди них картины на волнующие темы прошлого страны. В преддверии юбилея Победы автор представил на выставке одну из своих программных работ – «Ленинград. Январь 1943 года. Блокада» (2005).

Значительная часть экспонатов выставки связана с впечатлениями от поездок. Андрей Николаевич – заядлый путешественник. Разнообразна география его работ. Китай, Италия, Франция, Греция, Болгария, Египет, Австрия, Венгрия, Скандинавия, многие города России – это далеко не полный список тех мест на Земле, где он побывал и куда возвращался неоднократно. В экспозицию вошли работы из «парижской», «итальянской» и «китайской» серий.

Продолжателем художественных традиций в семье Андрея Николаевича Блиока стал его сын, Андрей Андреевич. Одновременно с выставкой в художественном музее в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» откроется выставка произведений графики Блиока-младшего, известного в отечественном искусстве последних десятилетий художника, члена-корреспондента Российской академии художеств.

Выставка работает до 12 апреля 2020 года по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 часов, по четвергам с 11до 20 часов. Выходной – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Тел. для справок: 8 (4912) 44-18-83


ЛЕВ ТАБЕНКИН (Москва)

Скульптура, графика

13 февраля 2020 года в 16.00 в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений известного московского художника Льва Табенкина

Лев Ильич Табенкин (р. 1952) – крупный современный художник, представитель поколения «восьмидесятников» в отечественном искусстве. Рязанские зрители уже имели возможность познакомиться с его живописью – в 2014–2015 году в стенах музея прошла выставка картин Л. И. Табенкина «Книга Бытия». Сегодня мастер показывает свои скульптуры и темперы.

Между ними и живописью художника нет резкой границы. Их темы, образы едины, пусть и воплощены в разных материалах. Автора занимает человеческая природа в её исходном виде: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…» (Бытие 2:7). Ежечасная борьба древнего ли, современного ли Адама с инерцией в себе низменного «праха земного» ради высвобождения души, пафос и муки этой борьбы, зачастую ещё даже не осознанной, – вот что видится во многих произведениях Л. И. Табенкина. Сама его творческая манера построена на преодолении косности вещества. Густые, тяжёлые замесы краски, грубый неподъёмный камень дают почувствовать героизм любого духовного усилия.

Выставленные темперы относятся к 1970–1990-м годам. В эскизе картины «Воскресный день» (1982) есть переклички с работами отца Л. И. Табенкина, Ильи Львовича Табенкина (1914–1988) – одного из самобытнейших московских живописцев своего времени. Его творчество рязанская публика могла оценить на выставке в музее в 2016 году. Сын шёл по собственному пути. Интересно проследить, как повседневные реалии плавно сменились у него менее конкретными сюжетами притчевого плана, как забывшиеся тяжёлым сном герои «Плацкарты» (1980) превратились в ветхозаветный «народ» «Праздника» и «Возвращения» (обе – 1998).

Особое место среди персонажей мастера занимают птицы и рыбы. Важнейшие образы многих мифологий, у Табенкина они безусловно равны людям. Изначальное братство связывает ловцов и морских чудищ в сценах с рыбаками – и те и другие твари Божьи. Табенкинские пернатые, обладая не меньшей первобытной мощью, всё же ближе небу. Недаром самый светлый по настроению экспонат выставки – скульптура «Голубая птица» (2012).

В отличие от темпер, скульптуры относятся к последним двум десятилетиям творчества художника, характеризуя нынешний его этап. Л. И. Табенкин рубит из известняка; цветные тонировки, отдельные кусочки яркой смальты никогда не скрывают у него сути камня – монолитности, веса. При взгляде на эти глыбы вспоминается пластика Древнего Востока.

В центре экспозиции скульптуры, в которых автор обращается к Евангелию. В единую группу складываются головы Иоанна Крестителя, Ирода Великого и Иродиады (все – 2010-е). Классическая тема противостояния добра и зла решается как напряжённая схватка без очевидного исхода.

Многие сегодняшние замыслы Л. И. Табенкина вдохновлены античностью. Художник верен себе, его влекут архетипы: Одиссей, Пенелопа, Телемак. Не забыт и Сизиф, обречённый богами вновь и вновь поднимать в гору камень, который скатывается оттуда, стоит Сизифу достичь вершины. В легенде скрыт горький символ человеческого существования, но сам герой в трактовке скульптора вызывает уважение.

Творчеству Л. И. Табенкина присуща глубокая содержательность. Здесь он продолжатель великой традиции русского искусства, подразумевающей главенство этического начала.

Выставка работает до 27 марта 2020 года по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 часов, по четвергам с 11до 20 часов. Выходной – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Тел. для справок: 8 (4912) 44-18-83


Анатолий Кузнецов

(Москва)

ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА

23 января 2020 г. в 16 час. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений московского художника

Анатолий Владимирович КУЗНЕЦОВ (1937 — 2010) — народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), член Союза художников РФ, член Союза кинематографистов.

Родился в Москве, окончил Московское художественное училище памяти 1905 г. (1958) и художественный факультет ВГИК (1964). 25 лет работал на студии «Мосфильм», где выполнил художественные решения 20 фильмов, в том числе таких известных, как «Сказка о царе Салтане» (1966), «Джамиля» (1969), «Вас вызывает гражданка Никанорова» (1978), «Экипаж» (1980), «Очарованный странник» (1990) и др.

Анатолий Кузнецов с 1964 г. являлся постоянным участником московских, республиканских, всероссийских и международных выставок. Награжден золотой медалью Российской академии художеств (2005). Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее и других художественных музеях нашей страны, а также частных собраниях в России и за рубежом.

С 1996 г. Кузнецов А.В. преподавал живопись в столичных вузах – ВГИКе, Государственной академии славянской культуры, Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой (Академия живописи). Одна из важных граней его таланта — быть настоящим Учителем. Атмосфера творчества, царившая в мастерской Кузнецова, позволяла студентам создавать яркие работы, интересные постановки, смелые композиции, в которых чувствовалась не только рука педагога, но и общность взглядов и взаимное уважение между мастером и его учениками.

По-настоящему Кузнецов-художник открылся в станковой живописи. Здесь ему удалось создать совершенно неповторимый и узнаваемый язык, который, по мнению искусствоведов и коллег, поставил его имя в ряд таких мастеров московской живописной школы, как Виктор Попков, Игорь Обросов, Павел Никонов. В своих полотнах Анатолий Кузнецов часто обращался к несложным, на первый взгляд, темам: деревенским пейзажам, натюрмортам, интерьерам мастерской. За кажущейся простотой его работ скрывается глубокая метафоричность, поиск острых композиционных решений и звучного, по-импрессионистски вибрирующего цвета. Анатолий Владимирович тесно связан с есенинскими местами, родина его матери – с. Бортное Рыбновского района, где художник провел детские годы. Произведения рязанского цикла экспонировались на персональной выставке А.В. Кузнецова в Рязани в 1986 г., некоторые из них поступили в коллекцию музея. На нынешней выставке представлено до полусотни произведений живописи разных периодов жизни и творчества художника и эскизы к фильмам.

Выставка работает с 23 января по 8 марта 2020 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 часов, по четвергам до 20 часов понедельник – выходной. Первая пятница месяца – санитарный день.

Тел. для справок (4912) 44-18-83


Комментарии запрещены.