Рязанский государственный областной художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

г. Рязань, ул. Свободы, 57;

тел.: 44-18-83

Сайт художественного музея


«Классики русской живописи и графики»

29 октября 2021 г. в 16 часов Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.
Воронежский художественный музей обладает крупнейшим и ценнейшим художественным собранием в регионе, в которое входят коллекции древнего и современного искусства, зарубежного и отечественного. Русское изобразительное искусство представлено в нем различными периодами своей истории. Важную часть собрания составляют произведения мастеров, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.
На выставке показаны произведения 26 художников второй половины XIX – начала ХХ вв. – времени формирования и расцвета идеологии и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Это художественное объединение, возникшее на волне демократических преобразований, занимает особое место в истории русского искусства. Вклад передвижников в отечественную культуру столь значителен, что и сегодня для многих именно эти мастера остаются главными выразителями полноты и многообразия русской жизни в образах искусства. За более чем полувековую свою историю (1870–1923) Товарищество провело 47 выставок в разных городах России, объединив лучшие творческие силы страны.
Передвижники, затронувшие в произведениях многие злободневные вопросы русской действительности, выступили с творческой программой скорее этического, а не эстетического свойства. Объединение не выработало единой художественной стилистики, приняв в свои ряды художников, работавших в разных жанрах, рамках собственного круга сюжетов и индивидуальной манере.
Выставка отражает широкий диапазон творческих поисков передвижников, характерных для второй половины XIX – начала ХХ вв. Классический пейзаж В.Ф. Аммона соседствует в экспозиции с импрессионистической мариной А.М. Васнецова «Партенит. Крым», светоносные акварели с видами Венеции и Фонтенбло А.П. Боголюбова – с офортами «певца русского леса» И.И. Шишкина. Портрет и бытовой жанр передвижников представлены на выставке творчеством И.Н. Крамского и В.Е. Маковского, пейзаж – опоэтизированными образами русской природы И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова. В экспозицию включены работы учеников И.Е. Репина А.А. Бучкури и Е.А. Киселёвой – воронежских художников, работавших в начале ХХ столетия.
Одновременно с этой выставкой 5 ноября в Воронежском художественном музее в рамках Национального проекта «Культура» начнет работу экспозиция произведений из фондов Рязанского художественного музея «Пленительные образы минувшего».

Выставка работает с 29 октября по 1 декабря 2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час. Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца.

Тел. для справок (4912) 44-18-83


Светлана ПОНОМАРЕНКО (САВИНА)

Борис ПОНОМАРЕНКО
«Форматы времени – 2»
Живопись
(Санкт-Петербург)

30 сентября 2021 в 16 час. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений петербургских художников
Имена художников Пономаренко, супругов из Петербурга, хорошо знакомы рязанским зрителям, это не первая их совместная выставка в музее. После окончания Рязанского художественного училища они приехали в Ленинград для продолжения учебы, а ныне являются педагогами художественных вузов и участниками выставок города на Неве.
Светлана Петровна родилась в г. Советск (бывший Тильзит) Калининградской обл. В 1971 окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (с 2007 – Санкт- Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица), является профессором кафедры монументально-декоративной живописи родного вуза (с 2001). Член Союза художников России с 1973, заслуженный художник России. Участник более сотни российских и международных выставок. Работает в области монументальной и станковой живописи, книжной графики, в технике эмали. Член Международной ассоциации эмальеров.
Борис Борисович Пономаренко родился в г. Россошь Воронежской области в 1947 году. В 1976 окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Член Союза художников России, участник национальных и международных выставок с 1973. Работает в области монументальной и станковой живописи. С 2005 – проректор Института декоративно-прикладного искусства. Член Международной ассоциации искусствоведов. Профессор Международной славянской академии науки и искусства. Интересы мастера многогранны – он является также автором нескольких изданных сборников стихов.
Несмотря на разный стиль работ супругов, их творчество развивалось параллельно: от ранних произведений, продолжающих традиционную линию соцреализма, к абстрактным мотивам с включением реалистических элементов, выполняемых в классической технике – холст, масло, акрил. Отличительная особенность живописных произведений Светланы – декоративность, смелые поиски и эксперименты в работе с линией, открытым цветом. Для Бориса характерно романтическое мировосприятие, метафоричность высказывания, стремление к колористической гармонии. Многие картины авторов навеяны путевыми впечатлениями от Финляндии и Испании до Индии и Египта. Работы художников Светланы и Бориса Пономаренко находятся в музеях, в том числе в фондах Рязанского художественного музея, а также в частных собраниях и галереях России, США, Европы.
Весной 2021 г. в Санкт-Петербурге в Академии им. А.Л. Штиглица состоялась персональная юбилейная выставка С.П. Пономаренко (Савиной) «Форматы времени». На расширенной выставке в Рязани к 75-летию художников «Форматы времени – 2» с участием работ Б.Б. Пономаренко представлено около полусотни произведений живописи, выполненных в последние десятилетия.

Выставка работает с 30 сентября по 15 декабря 2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час. Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день.
Тел. для справок (4912) 44-18-83


«По Руси широкой»

16 сентября 2021 года в 16 часов в Рязанском художественном музее в рамках работы

IV Международного форума древних городов открывается выставка из фондов музея.
Выставка посвящена богатейшему архитектурному наследию русских городов. В её состав вошло около 60 произведений, выполненных во второй половине ХХ столетия художниками из разных регионов в различных живописных и графических (автолитография, цветная линогравюра, офорт) техниках. В работах почти трёх десятков авторов представлены виды Новгорода, Суздаля, Тулы, Москвы, Торжка, Можайска, Вышнего Волочка, Коломны, Рязани и бывших уездных городов Рязанской губернии. Среди них изображения деревянных домиков и величественных соборов Касимова, архитектуры Русского Севера, храмов и монастырей средней полосы России.
Лирические и эпические интонации пейзажей создают широкий эмоциональный диапазон выставке, в экспозиции которой картины необъятных просторов русской равнины с вертикалями колоколен соседствуют с видами тихих уголков старых городских двориков.
Некоторые из авторов произведений хорошо известны зрителям, их персональные выставки неоднократно экспонировались в музее. Это рязанцы Татьяна Власова, Анатолий Ларюнин, Виктор Агеев, Виктор Корсаков, Александр Ковалёв, а также Владимир Голубов из Тулы. Другие художники – Бернштейн Э.Б., Билль А.Ф., Богаткин В.В., Герасимов С.В.– вошли в число классиков отечественного искусства ХХ столетия, но их имена не часто увидишь на рязанских афишах.
Творчество большинства авторов обращено к родным местам, знакомым с детства. Это наполняет произведения особым лиризмом. Тема дома, отчего места, близкая каждому человеку, в равной степени оказалась привлекательной и для народного художника СССР Герасимова С.В., родившегося в Можайске («Вечер в Можайске»), и москвича Богаткина В.В (триптих «Москва»), и уроженца Коломны Корсакова В.В. («Никола на Посаде»). Особый авторский стиль присущ работам Анатолия Кувина, соединившего цветовую экспрессию и декоративность «владимирской школы» с классической тональной живописью («Новгород-Северск», «Оптина пустынь»).
Экспонаты выставки – своеобразная летопись развития городов. Так, у Борисова Е.А. представлен «Вид Пронска в начале 20 века», у Папикяна А.С. – исторические места Петербурга-Ленинграда, у Л.П.Дунаевой – кремль Переславля-Залесского. О трагических событиях истории, связанных с вражескими нашествиями и разрушениями древней архитектуры, напоминают работы Бернштейна Э.Б. («Новгород. Церковь Успения») и Побережниченко Ю.А. («Здесь стояла Старая Рязань».)
Особое внимание в экспозиции уделено Рязани. Образ города, соединившего в себе уходящее и только зарождающееся, – одна из излюбленных тем рязанских художников. По-разному видят Рязань Агеев В.В., Ильина С.В., Ковалёв А.М., изображающие камерные уголки старой части города, и Корнюшин В.П., Иванов В.А., тяготеющие к фантазийным эпическим мотивам. Декоративное панно “Рязанский кремль” Владимира Иванова стало своеобразной эмоциональной доминантой выставки, акцентирующей внимание на архитектурной жемчужине города.

Выставка работает с 17 сентября по 25 октября 2021 г. по адресу: г. Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 часов. Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон для справок: (4912) 44-18-83


Художники-педагоги Школы акварели Сергея Андрияки

29 июля 2021 г. в 16.00 в Рязанском художественном музее имени И. П. Пожалостина открывается выставка художников-педагогов Школы акварели С. Андрияки.
Специализированная Школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом была открыта в столице в 1999 году при поддержке Правительства Москвы. Художественный руководитель учебного заведения – народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств Сергей Николаевич Андрияка. Одной из задач школы является сохранение классической техники многослойной акварельной живописи. Преподавание ведется по авторской методике Сергея Андрияки. Вместе с Мастером в Школе работает близкий ему по духу творческий коллектив талантливых художников, опытных преподавателей, прекрасно владеющих академической техникой акварельной живописи и готовых щедро делиться своими знаниями с учениками. Каждый из них – самостоятельный, активно работающий художник, участник многих выставок, различных творческих программ в России и за рубежом.
В залах музея экспонируется более пятидесяти произведений таких авторов как: С.Н. Андрияка, О.В. Волокитина, Е.А. Миронова, Е.М. Лукьянова, С.А. Котов, С.Г. Чернышев, К.А. Кашина, В.Б. Назаренко, Т.С. Чумакова-Кузнецова. Выставка отличается значительным жанровым разнообразием. Это пейзаж, натюрморт, портрет, интерьерная живопись, жанровая композиция. Бóльшая часть произведений выполнена в технике многослойной акварели, часть – в технике карандашного рисунка.
Сергей Андрияка – один из ведущих современных мастеров акварели, основоположник монументальной акварельной живописи в России. Он много экспериментировал в различных техниках, но выбрал главным своим направлением творчества технику классической многослойной акварели. Творчество Сергея Андрияки главным образом посвящено России: родному, любимому городу Москве, красоте памятников русского зодчества, неповторимому очарованию небольших провинциальных городов, многообразию мира русской природы.
Ольга Волокитина представляет лирическое направление русской живописной школы. Ее работы легко узнаваемы, изящно исполнены, безупречны по рисунку, поражают удивительно мягким и одновременно глубоким колоритом. Творчество Елены Мироновой представлено пейзажами среднерусской полосы и карнавальными композициями с ярко выраженным венецианским колоритом. Акварельный мир Екатерины Лукьяновой полон романтизма, гармонии и легкой грусти по ушедшей прекрасной эпохе. Ксения Кашина работает в технике графики, многослойной акварельной живописи в жанрах натюрморта, пейзажа, увлеченно занимается книжной иллюстрацией. Сергей Котов работает в лучших традициях русской пейзажной школы. Сергей Чернышев – яркий и самобытный представитель современного российского искусства; художник увлекается графическим дизайном (фирменный стиль, упаковка, этикетка, плакат, eхlibris). Акварельная живопись Веры Назаренко мягкая и прозрачная, наполненная внутренним светом, привлекает своей образностью и выразительностью. В работах Татьяны Чумаковой-Кузнецовой эффект лёгкости и воздушности, тонкие цветовые переходы, свойственные многослойной акварельной живописи, способствуют созданию особого лирического образа.
Экспозиция демонстрирует всё многообразие творчества преподавателей Школы акварели. Выставочный проект будет интересен широкому кругу зрителей, всем, кто интересуется историко-культурным и художественным наследием нашей страны.
Выставка работает до 25 сентября 2021 года по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57.
Вход с 11 до 18 час. Выходной – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Тел. для справок: 8 (4912) 44-18-83


Павел НИКОНОВ

(Москва)
Живопись, графика

27 мая 2021 в 16 час. а Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений современного художника Павла Никонова.

Народный художник России, академик Российской академии художеств Павел Фёдорович Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Войну пережил вместе с семьёй в эвакуации на Урале. В 1956 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

Павел Никонов – один из главных художников “оттепели”, плеяды тех мастеров, с именами которых в 1960-е было связано обновление живописного языка, положившее начало “суровому стилю”. Никонов является участником знаменитой выставки “30 лет МОСХ” в 1962–1963 гг. в Манеже, на которой его картина “Геологи” стала одной из главных мишеней критики.

Помимо творческой деятельности художник занимался педагогической работой. В 1998–2006 гг. он руководил мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова.

Павел Фёдорович Никонов удостоен высоких государственных и профессиональных наград. Произведения мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других музеях России, а также за рубежом.

Более шестидесяти лет Павел Никонов остаётся активным участником современного художественного процесса. Профессиональное сообщество рассматривает мастера не только и не столько как свидетеля и участника событий эпохи, но как действующего художника, пребывающего в непрестанном развитии и поиске. Истоки живописи Никонова неразрывно связаны с “суровым стилем”, его ранние картины давно обрели символический статус.

В начале 1970-х годов художественная критика отметила начавшиеся изменения в творчестве мастера, пересмотревшего подход к картине и обратившегося к деревенской теме – одной из основных как в его собственной живописи, так и в отечественном искусстве в целом. Деревня Алексино Тверской области явилась для Павла Фёдоровича прибежищем и местом, где стала возможна смена творческих ориентиров. Картины этого периода содержат тонкие наблюдения жизни, её развития во времени, выраженные острым, запоминающимся художественным языком.

Выставка “Живопись наблюдений”, посвящённая 90-летию Павла Никонова, состоялась в выставочных залах Российской академии художеств в Москве в сентябре 2020 года. Она объединила около 100 произведений, созданных автором за последние 20 лет, и дала возможность зрителю погрузиться в проблематику профессиональных исканий в сфере искусства, взглянуть под новым углом на роль художника в современном мире. Часть работ с этой выставки – более тридцати произведений живописи и графики – впервые экспонируются в залах Рязанского художественного музея, предоставляя рязанцам возможность познакомиться с творчеством одного из ведущих мастеров отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI века.

Выставка будет работать с 27 мая по 1 августа 2021 г. по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца.

Тел. для справок: (4912) 44-18-83


ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ И ВОИНСТВО ЗЕМНОЕ 

К 800-летию Александра Невского 

13 мая 2021 г. в 16 часов в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка русского религиозного искусства 

 

  Имя святого благоверного князя Александра Невского прочно вошло в историю русского воинства и еще шире – в историю русского религиозного искусства как одно из ключевых. Опираясь на слова известного историка В.Г. Вернадского, можно сказать, что образ святого князя воплощает в себе и идеал крайней решительности, проявленной им на Западе, и подвиг смирения, обращенный на враждебный тогда Восток.  

  В этом смысле особая «соборность» религиозного мышления тесно связывает образ Александра Невского с целой плеядой святых воинов и их покровителей. Незримая, но очевидная для религиозного сознания общность «Небесного воинства» находит свое воплощение в памятниках искусства, изобразительный язык которых во всякое время вырабатывает собственные художественные формы. Произведения, представленные на выставке, призваны обозначить изменения этого изобразительного языка и, вместе с тем, показать преемственность традиции и актуальность образов святых воинов в современном мире. 

  Самым ранним памятником такого рода из представленных на выставке можно считать двустороннюю икону «Святой Никола Зарайский и Спас Нерукотворный», датированную XVII веком. Сама форма бытования подобных икон связана с идеей защиты «от бед и врагов», а в соединении образов Николы Зарайского и Спаса Нерукотворного подчеркнута их охранительная функция, напоминающая о драматичных событиях рязанской истории. 

  Большую часть экспозиции составляют иконы синодального периода – времени, религиозное искусство которого часто характеризуется термином «обмирщение». Образы святых Георгия, Александра Невского, Архистратига Михаила наряду с другими приобретают черты, характерные античным героям в барочной или классицистической интерпретации. Такая, на первый взгляд, «профанация» священного образа в культуре XVIII – XIX вв. в реальности помогает ввести его в круг повседневных чаяний современности, приблизить к человеку, воспитанному в традициях панъевропейской культуры. Противоположным примером такой актуализации образа может служить парсуна с изображением Александра Невского из постоянной экспозиции Рязанского художественного музея: являясь по сути полным анахронизмом для второй половины XVIII века, это произведение демонстрирует те же тенденции, что и типичные произведения синодального искусства. 

  Прерванная непростыми событиями первой половины ХХ в. живая преемственность русского религиозного искусства возрождается уже в конце ХХ – начале XXI вв. Современные иконописцы и архитекторы, опираясь на наследие классической древнерусской традиции, создают образы, органично существующие в пространстве современного мира. Экспозиция предлагает возможность отчасти проследить пути формирования актуального и по сей день образа «Небесного воинства»: от зарождения архитектурного замысла до готового проекта храма, от эскиза иконостаса к его воплощению. Иконы из храма Казанского женского монастыря и церкви в часть иконы Божией Матери «Всецарица» созданы разными мастерами; введение их, пусть и на время, в музейную среду позволяет яснее акцентировать внимание на художественных качествах, прочувствовать изменения изобразительного языка. 

  В современном искусстве образ святого воина выходит за рамки храмового искусства. Появление на выставке скульптуры малых форм демонстрирует движение к поиску новых художественных средств для воплощения духовного идеала решимости и смирения. 

 

Выставка  работает с 13 мая по 8 августа  2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час.  

Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца.  

Тел. для справок (4912) 44-18-83


Русское письмо: традиция и эксперимент

     9 апреля 2021 г. в 16.00 в Рязанском художественном музее  имени                                 И. П. Пожалостина открывается выставка каллиграфии и леттеринга из Санкт-Петербурга.
     Искусство каллиграфии (греч. “красивое письмо”) уходит своими корнями в глубокую древность. Менялись виды письма, инструменты (тростниковая палочка, кисть, перо и т.д.), уходили в небытие целые народы и культуры, но искусство каллиграфии продолжали высоко ценить как до изобретения книгопечатания, так и после.
     Леттеринг – рисование букв, начертание которых не зависит, как в каллиграфии, от формы пишущего инструмента. Активное использование выполненных вручную надписей связано с развитием в ХХ столетии рекламы, разработкой фирменного стиля, созданием броских, запоминающихся своим уникальным исполнением текстов. 
     На выставке  представлены работы более двух десятков молодых художников-каллиграфов из России, Украины, Америки, которые в своем творчестве обращаются к древним русским шрифтам: уставу, полууставу, вязи и скорописи. Казалось бы, эти почерки застыли в развитии, остались в XVII веке и не имеют ничего общего с веком XXI. Но в сверхбыстром глобальном мире с его поп-культурой, клиповым мышлением и расчетом на вау-эффект становятся особенно ценными пространства, где есть место для кропотливого ручного труда мастера, любования красотой, вдумчивого поиска новых форм. Молодое поколение каллиграфов стремится оживить и преобразить формы старой кириллицы, дать им новую жизнь, показать, что допетровская шрифтовая традиция может жить и сегодня.
      Организатор выставки – неформальное объединение “Русское письмо”. Его членов отличает внимательное отношение к наследию прошлого, смелость эксперимента, желание привлечь внимание коллег каллиграфов и графических дизайнеров к допетровским формам шрифта, с которыми можно работать современно. Цель выставки – показать широкой аудитории самобытную рукописную традицию и красоту русского письма, дать возможность оценить каллиграфию как искусство. В экспозиции, где представлено свыше 90 работ, зрители познакомятся с каллиграфическими композициями и прикладными шрифтовыми работами в разных материалах: камне, ткани и дереве.
        На выставке в Рязани планируется проведение мероприятий:
10 апреля в 11.30 – Лекция Олега Мацуева и Марии Скопиной «Русское письмо: живая традиция»
11 апреля в 13.00 – Мастер-класс Марии Скопиной «Знакомство с полууставом»
15 мая в 17.00 – Мастер-класс Марии Скопиной «Знакомство с русской вязью»
Выставка  работает с 9 апреля по 15 мая 2021 г. в  художественном музее по адресу: Рязань,  ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час. Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца. Телефон для справок (4912) 44-18-83


Комментарии запрещены.