Рязанский государственный областной художественный музей

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

г. Рязань, ул. Свободы, 57;

тел.: 44-18-83

Сайт художественного музея


«Золотая птица» Людмилы Дунаевой

24 марта 2022 г. в 16.00 в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка работ рязанского художника Людмилы Дунаевой (1946–2000) «Золотая птица». Выставка, задуманная к 75-летию со дня рождения художника, приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Людмила Павловна Дунаева родилась 19 сентября 1946 г. в п. Белый Колодец Волчанского района Харьковской области. Училась в Рязанском художественном училище у Н.С. Денисова, А.В. Хохлова, В.Е. Куракина (1968–1972). В 1972–1973 гг. работала художником-реставратором в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, в 1979 г. принята на творческую работу в Рязанские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Преподавала в Рязанском художественном училище (1988–2000). Член Союза художников СССР с 1981 г. Участница выставок с 1974 г., в том числе всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зональных и областных. Персональные выставки состоялись в 1977, 1980, 1991, 1994, 1996, 1999, 2001, 2002, 2016 в Рязани, 1993, 2002 в Коломне, 1999 в с. Константиново Рязанской области. Произведения находятся в Желанновском краеведческом музее (Рязанская обл.), Музее истории молодежного движения (Рязань), Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, частных российских и зарубежных коллекциях.
Для Людмилы Дунаевой народное искусство служило неисчерпаемым источником вдохновения на протяжении всего творческого пути. Яркие декоративные натюрморты с глиняной игрушкой, набивными платками и шалями, расписным дулёвским, конаковским и гжельским фарфором стали своеобразной визитной карточкой художника.
Людмила назвала себя «художником радости», несмотря на то, что её путь в искусстве был тернистым, осложняющимся каждодневной борьбой с тяжёлой болезнью. Обладая яркой индивидуальностью, отмеченной ещё в Рязанском художественном училище, Дунаева в профессиональной среде оставалась личностью одинокой. Её интуитивные поиски собственного художественного языка не всегда встречали понимание, сопровождались внутренними кризисами и сомнениями в выбранном пути. В периоды душевных смятений она черпала силы в жизнеутверждающий силе народного искусства, вдохновляясь безграничной фантазией и профессиональной свободой народных мастеров.
В экспозицию выставки вошло около четырёх десятков произведений разных лет: ранние камерные натюрморты, такие как «Осенний бал», торжественные композиции периода первого успеха и признания творчества – «Русский чай», серия «Народные узоры», а также поздние, более лёгкие и графичные по исполнению полотна «Гжель», «Натюрморт с конаковским фаянсом», «Ландыши», «Цветы и гжель». Помимо натюрмортов мотивы народного искусства присутствуют в ряде портретов, а также в картинах художника на тему масленичных гуляний.
Выставка, подготовленная художественным музеем совместно с Рязанской организацией Союза художников России, неслучайно названа «Золотая птица». Сказочно-фольклорная поэтика народного творчества не раз возвращала Людмилу к образам райской Сирин, жар-птицы, птиц-оберегов Русского Севера. Полёт волшебной птицы воплотил мечту художника о светлом и прекрасном мире, поэтому по сей день творчество Людмилы Дунаевой продолжает «окрылять» зрителей, даря им радость и вселяя надежду.

Выставка работает с 24 марта по 22 мая 2022 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца.
Тел. для справок (4912) 44-18-83

16+


«ЗЕМЛИ МОЕЙ МИНУВШАЯ СУДЬБА…»
Великая Отечественная война в произведениях художников и мастеров народных художественных промыслов

10 февраля 2022 в 16 час. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка декоративно-прикладного и народного искусства
В многообразии форм народного творчества изобразительное искусство остается зримым и вещественным отражением культурных идеалов народа. Предметы, составляющие «визуальную канву» человеческой жизни, в современном мире часто воспринимаются как этнографический артефакт, который требует расшифровки. А между тем, язык традиционного символа, орнамента, художественная форма утилитарного предмета находят свое выражение в произведениях современных авторов.
При всей консервативности художественного языка народное искусство неизменно откликается на глубинные общественные потрясения. Великая Отечественная война и героическая победа советского народа над фашизмом стали началом нового этапа в развитии декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. В послевоенный период народное искусство выходит за рамки утилитарной функции и обращается к зрителю в форме крупных тематических произведений, представляемых на художественных выставках.
В основу экспозиции “Земли моей минувшая судьба…” легла мысль об образной переработке в предметах народного искусства народной памяти. На выставке представлены произведения художника-керамиста П.И. Добрынина, созданные в 1946 – 1947 гг. – фигуры красноармейцев, выполненные в реалистической манере. С ними соседствует костюм, созданный по мотивам традиционной народной одежды в 1980-е гг. мастерами ныне несуществующего предприятия «Рязанские узоры». Важное место в экспозиции отведено произведениям народных художников РФ Д.А. Смирновой и В.В. Грумковой, произведения которых являют собой яркий пример сохранения и развития цветного численного михайловского кружева и рязанской народной вышивки. Рожденный на стыке авторской интерпретации и народной традиции художественный образ в их работах отражает человеческую историю. “Юбилейный салют”, воплощенный в орнаменте скатерти Смирновой, и строки “О, светло светлая и украсно украшенная земля Русская”, позаимствованные из древнерусского литературного памятника XIII в. и вплетенные в узор вышитого конца полотенца Грумковой, становятся частью народной памяти.
Продолжением экспозиции являются произведения современных московских мастеров художественного стекла и керамики. Используемый в них материал вызывает ассоциации с хрупкостью человеческой жизни и неизгладимостью воспоминаний. Стремление разделить боль ушедшего поколения, передать ощущение живой связи «прошлых и сегодняшних» составляет содержание творчества современных авторов.
Соседство многих экспонатов выставки покажется зрителю неожиданным. Такое путешествие через многообразие форм материальной культуры, столкновение традиционных и новаторских решений призвано обнажить внутреннюю основу искусства, корни которого уходят в глубинную почву народной памяти
Выставка работает с 10 февраля по 10 апреля 2022 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83

16+


Между трагедией и комедией.
Театр Шекспира в английской гравюре
конца XVIII – начала XIX веков
из собрания В.Г. Беликова (Москва)

13 января 2022 в 16 час. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается уникальная выставка произведений печатной графики

Известный коллекционер и просветитель Владимир Гурьевич Беликов (род. 1943) – доктор технических наук, профессор, академик, директор авиастроительного холдинга, председатель секции кибернетики Центрального дома ученых РАН, член многих общественных организаций: Ассоциации искусствоведов, Всероссийского общества библиофилов, Московского клуба любителей графики, Российской ассоциации экслибриса. Более 30 лет Владимир Гурьевич собирает свою коллекцию отечественной и зарубежной печатной и станковой графики, в которой ныне около 15 000 произведений искусства. Это рисунки, офорты, ксилографии, линогравюры, книжные миниатюры — самые ранние из них датируются XV веком. С 1988 года состоялось более 450 выставок из собрания В.Г. Беликова в нашей стране и за рубежом. За последние пять лет рязанцы третий раз встречаются с уникальными произведениями из этой коллекции.
Предлагаемая зрителю выставка побывала уже во многих городах нашей страны. Художников всегда привлекали неординарные характеры, экстремальные ситуации и сюжеты произведений гения мировой литературы. Уникальный проект, выполненный на рубеже XVIII-XIX веков на родине автора, — «Шекспировская галерея». Инициатором этого начинания был Джон Бойделл — художник, гравер, издатель (1719-1804), который решил создать постоянно действующую экспозицию живописных и графических работ на сюжеты шекспировских пьес. Ему удалось заинтересовать ведущих английских живописцев и граверов своего времени Дж. Рейнольса, Дж. Ромни, А. Кауфман, Б. Уэста, Р. Тью и других. Специально для галереи Бойделл купил здание в центре Лондона, оборудованное гравюрной мастерской для репродуцирования живописных произведений. За 12 лет было создано 167 живописных полотен и 102 гравюры большого формата. К сожалению, галерея прекратила свое существование в 1805 году: коллекция распалась, часть работ была распродана, некоторые забыты и утрачены. Отдельные живописные произведения сохранились только в гравюрах.
На выставке в Рязани представлены работы из «Собрания гравюр, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира», дополненные гравюрами мастеров «Шекспировской галереи»: иллюстрацией к «Сказочной королеве» Эдмунда Спенсера (старшего современника Шекспира), портретом современницы драматурга Марии, королевы Шотландской, портретом Генриха IV, фантазийными гравюрами на тему «Детство Шекспира». Всего в экспозиции 42 произведения более двадцати авторов, выполненные в период с 1786 по 1824 год. Выставка дает возможность на примере одной темы прикоснуться к удивительному миру гравюры. Она знакомит зрителя с художниками – классиками, позволяет сравнить трактовку шекспировских образов и сюжетов разными мастерами, разгадать замыслы графиков и восхититься их виртуозной техникой и тончайшим мастерством.

Выставка работает с 13 января по 20 марта 2022 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83.

12+


Александр Матрёшин
«ЯБЛОЧНЫЕ ВОРОТА»
Живопись
(Москва)

16 декабря 2021 в 16 час. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка произведений столичного художника
Александр Валентинович Матрёшин родился в 1956 г. в Москве. В 1975 г. окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, выпускник Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (1981). В 1981-1992 работал в книжной иллюстрации, оформил и проиллюстрировал более сотни книг. С 2010 — доцент кафедры рисунка и живописи художественного факультета ВГИК им. С.А. Герасимова. Член союза художников России и Московского союза художников. С 1979 г. постоянный участник многих отечественных и зарубежных художественных выставок. Имеет дипломы и награды разных уровней. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях российских и зарубежных коллекционеров.
Главная тема в творчестве Матрёшина — художественная летопись дореволюционной Москвы в контексте современности. В 1992-2002 гг. он работал над серией «Русский храм, русский монастырь». Последнее время работает над темой «Москва на рубеже веков конца XIX — начала XX столетия». Утраченный образ столицы, ее предметно-бытовая сфера, архитектурное пространство — это зарисовки будней Москвы, отражающие дух времени, его тенденции и уклад жизни.
Писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» описал дореволюционный город в деталях, но художники XX века как будто решили пройти мимо этой темы. Поэтому о той Москве остались лишь воспоминания, которые Александру Матрёшину приходилось собирать по крупицам: в книгах, в архивах, изучая старинные фотографии. Здесь многое было важно: и цвет, и оттенок, и пропорции зданий, которые теперь оказались безвозвратно утрачены. За треть века художник узнал о столице всё, что только можно было и теперь способен водить экскурсии по городу. Москва, изображаемая Матрёшиным, иногда мрачная и слишком суровая, а где-то наоборот — легкая и светлая. Профессионализм и глубокое знание материала делают картины художника особенно привлекательными, зритель словно на машине времени перемещается в ту эпоху. Его произведения очень точно передают дух и настроение старой Москвы, её быта и традиций. Следуя классической школе живописи и отдавая предпочтение масляным краскам, Александр Матрёшин нередко обращается к пастели, раскрывая все её тонкие цветовые и колористические возможности, смело экспериментируя с новыми формами использования этой техники.
На выставке в Рязани представлено 45 произведений, созданных за последние 15 лет работы над образами “Москвы ушедшей”, “Москвы уцелевшей” и “Москвы возрождённой”.

Выставка работает с 16 декабря 2021 г. по 16 февраля 2022 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83.

12+


Петр Ильич Будкин
Живопись, рисунок

9 декабря 2021 г. в 16:00 в Рязанском художественном музее им. И.П.
Пожалостина открывается выставка к 100-летию со дня рождения рязанского
живописца Петра Ильича Будкина.
Пётр Ильич Будкин родился в 1921 г. в с. Гривки Саратовской губернии. Вырос на Алтае, где
окончил в Барнауле среднюю школу. Учился в Алма-Атинском художественном училище (1941–
1943), Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде (1943–
1950). В 1950 г. был направлен на работу в Рязанское художественное училище, где преподавал до
1981 г. Член СХ СССР с 1951 г. Участник выставок с 1950 г., в том числе республиканских,
зональных. Персональные выставки состоялись в 1958, 1971, 1989, 2011 гг. в Рязани.
Произведения находятся в Мемориальном музее-усадьбе академика И.П. Павлова в Рязани,
Желанновском краеведческом музее (Рязанская обл.), Рязанском государственном областном
художественном музее им. И.П. Пожалостина, Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина,
Рязанском художественном училище им. Г.К. Вагнера, частных собраниях.
В плеяде художников – выпускников Института им. И.Е. Репина, приехавших в Рязань в конце
1940 – начале 1950-х годов, да и во всей Рязанской организации Союза художников, Пётр Ильич
Будкин занимал особое место. Блестящий живописец, он работал не для званий, наград или
участия в престижных выставках, а ради живописи как таковой. Всё внимание художника
оказалось сосредоточенным на малопочитаемых в послевоенные десятилетия жанрах: натюрморте
и пейзаже-этюде. Портретов в наследии художника сохранилось немного, а к картине в
творческой работе П.И. Будкин не обращался, хотя успешно дебютировал в историческом жанре
дипломной композицией «И.И. Ползунов – изобретатель паровой машины», широко
распропагандированной в начале 1950-х гг. в репродукциях приложения журнала «Огонёк».
Произведения Петра Ильича Будкина лишены литературного подтекста, философской
многозначительности, идеологической запрограммированности. Предметные композиции его
натюрмортов предельно просты. В них находит отражение незатейливый быт 1960– 1970-х годов
и вместе с ним тот гедонизм мировосприятия, радость жизни, которые испытывало целое
поколение людей, переживших войну, разруху, голод.
Как справедливо заметил искусствовед С.И. Урманов, в работах П.И. Будкина всё написано с
таким восторгом, «как будто увидено человеком <…> после длительного заточения, или болезни,
или как будто художник первым увидел мир после шести дней Божьего творенья».
Столь же эмоциональны выполненные на одном дыхании пейзажи-этюды художника. Это виды
Алтая, окрестностей Рязани, Константинова. Особое место среди них занимают зимние этюды
серии “На Академической даче”, по светоносности превосходящие многое из созданного ранее.
Произведения Будкина нельзя пересказать, их можно только видеть и чувствовать, восхищаясь
свободой, непринуждённостью и всепобеждающей свежестью живописи.
Пётр Ильич не получал почётных наград и званий, что давало повод некоторым коллегам
причислять его к “художникам нереализованных возможностей”. Но он заслужил искреннюю
любовь зрителей и благодарную память учеников, которых за годы преподавания в
художественном училище у него было очень много.
Выставка к 100-летию со дня рождения знакомит с разными этапами творчества Будкина. В её
состав вошли экспонаты Рязанского художественного музея, Государственного музея-заповедника
С.А. Есенина и Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера – всего около полусотни
работ художника. Портреты, многочисленные натюрморты и пейзажи ещё раз напомнят нам,
каким одарённым живописцем и какой колоритной личностью был Пётр Ильич Будкин, а
карандашные наброски представят художника интересным рисовальщиком, не расстававшимся с
Выставка работает с 09 декабря 2021 г. по 07 марта 2022 г. по адресу:
Рязань, ул. Свободы, 57 Вход с 11 до 18 час. Выходной день – понедельник.
Санитарный день – первая пятница месяца.
Тел. для справок (4912) 44-18-83.

12+

 

 

 

 

 


Комментарии запрещены.